Зимняя школа - 2008

Московские каникулы в Зимней школе
… Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.
А.Дистервег
Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» - образовательный проект Межрегионального клуба «Учитель года» - творческого объединения педагогов-победителей и лауреатов региональных и Всероссийских конкурсов «Учитель года» разных лет.
Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» - уникальное учебное заведение, в котором учатся школьники многих регионов России (республики Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкессия, Коми, Ханты-Мансийский автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург, Краснодарский край, Смоленская, Тульская, Белгородская, Новосибирская, Омская, Калужская, Новгородская, Нижегородская, Владимирская, Вологодская, Тюменская, Астраханская области) а преподают – учителя-победители региональных конкурсов «Учитель года».
Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» - учебное заведение краткосрочного действия. Функционирует пять дней в году – в период зимних каникул.
Программа действует с 2006 года. Первая Зимняя школа работала в Москве (3-8 января 2006 г.), Вторая Зимняя школа – в Санкт-Петербурге (3-8 января 2007 г.).
Третий раз делегация Ейского района приняла участие в Зимней школе, которая проходила в Москве с 4 по 9 января 2008 г.
Основные цели программы Зимней школы «Учитель года»: реализация краткосрочных интенсивных образовательных программ обучения групп школьников из различных регионов России в учебных мастерских учителей-лауреатов конкурсов «Учитель года» по их авторским методикам, широкий обмен опытом учителей-лауреатов конкурсов «Учитель года» различных регионов России в форме открытых уроков, круглых столов, мастер-классов.
В работе Межрегиональной Зимней школы «Учитель года» - 2008 приняли участие 18 регионов России. В том числе 65 учащихся и 28 педагогов, среди которых 18 победителей региональных конкурсов «Учитель года» и три абсолютных победителя Всероссийского конкурса «Учитель года». Все уроки Зимней школы «Учитель года» были открытыми, благодаря этому их посетили учителя города Москвы, республики Бурятия, Самарской области.
Регламент работы школы был отработан в предыдущие годы. Все школьники были объединены в разновозрастные группы по 10-12 человек. В утреннюю смену ребята посещали открытые уроки (3-4 урока в течение 5 дней), после обеда изучали Москву методом погружения, в вечернее время проводились психологические тренинги, брейн-ринги, интеллектуальные олимпиады.
Главная цель уроков – увлечь школьников предметом, показать красоту своей образовательной области. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЗИМНЕЙ ШКОЛЫ – ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ, именно поэтому уроки должны быть максимально увлекательными и красивыми. Так как уроки проводятся для учителей, то вторая цель урока – показать методические приемы, формы работы, которые могут быть интересны другим учителям в порядке обмена опытом.
Таким образом, урок Зимней школы имеет две стороны: по содержанию он повернут к ученику (максимально занимательно и свободно от программных ограничений), по форме – повернут к учителю.
Нестеренко Елена Георгиевна, учитель истории и обществознания СОШ№ 11 п.Степной, лауреат районного конкурса «Учитель года Ейского района», выбрала очень интересную тему «Сказочная страна: государство и я». На уроке в игровой форме школьники познакомились со значением понятий «государство», «гражданство», «гражданин»; узнали об этапах становления государства, его признаках; выявили взаимосвязь государства и гражданина. Уроки проходили на одном дыхании. Отзывы учителей и школьников были великолепными.
На интегрированном уроке Семке Галины Васильевны победителя конкурса «Учитель года Ростовской области - 2004» «Листая страницы улиц Москвы» знакомились с происхождением топонимов внутригородских объектов. В Москве есть такие названия: улицы Ширяево Поле, Сивцев Вражек, Воротниковский переулок. Кто знает их значение?
В современных границах столицы насчитывается более 4000 улиц, площадей, проспектов и бульваров. Если все их вытянуть в одну линию, то получится магистраль, по которой можно доехать, например, до Парижа: протяженность ее будет более 3000 км. И каждая улица имеет свое имя. На уроке школьники научились создавать проекты: каждая группа получала задание и проводила расследования значения одного топонима. В конце урока группы друг другу поведали о результатах расследования, рассказали о культурно-исторической жизни улицы, читали посвященные ей стихи. В ходе работы на свет появился краткий топонимический словарь внутригородских объектов города Москвы.
На занятии Семке Андрея Ивановича «Учителя года Кубани 2000» «Глаз – оптическая система» учащиеся на практике изучали физические характеристики глаза, знакомились с недостатками зрения. Античный философ Гераклит Эфеский заметил, что «глаза–более точные свидетели, чем уши», 90% всей информации люди получают через глаза. В ходе выполнения физических опытов школьники измерили разрешающую способность глаза, вычислили горизонтальное и вертикальное поле зрения, спектральную чувствительность, узнали об аккомодации и слепом пятне, познакомились с иллюзиями и научились беречь свое зрение.
За проведенные уроки учителя получили благодарственные письма от правительства Москвы, редакции «Учительской газеты», и самое главное - положительные и доброжелательные отзывы учителей и ребятишек.
После уроков учителя и школьники познакомились с уникальным центром ремесел «Школьное подворье». Мастер-классы учителей технологии на базе мастерских центра образования № 293 были разнообразны и увлекательны. В течение часа ребята научились основам гончарного мастерства, побывали в кузнице, изготовили браслеты и амулеты из бисера, выполнили работы в технике батик, научились работать с проволокой и деревом. Каждый участник проекта сделал своими руками «собственное произведение» и почувствовал себя творцом
Презентация программы Международного конкурса креативности «Одиссея разума» (Ю.И.Митькова, Смоленск) представила опыт участия в научно-исследовательских экспедициях на территории национальных парков Белоруссии.
Интересным и увлекательным действом порадовал театр занимательной науки, руководитель – С.Н.Кириллов, победитель конкурса «Учитель года Москвы-1998», учитель физики СОШ № 1830 «Сила есть, ума не надо!?..». В течение 2 часов школьники в итерактивной форме участвовали в занимательных опытах по физике. Живая наука покорила всех участников Зимней школы!
Краеведческая игра «Московские штучки» погрузила детей в прошлое и настоящее столицы. В ходе игры каждая команда выполнила несколько заданий на взаимодействие с городом. Все задания связаны с культовыми объектами Москвы или объектами, которые некоторые склонны считать культовыми. Получив задание, каждая команда приступила к разработке стратегии игры. Основная задача – разработать оптимальный маршрут по городу, так чтобы успеть за ограниченное время игры выполнить как можно больше заданий. Важно также обратить внимание на «расценку» заданий, и стараться выполнить наиболее «весомые» задания. Выполнение каждого задания должно быть подтверждено сдачей зачетных материалов (указаны в соответствующей графе), только при этом условии команде зачитываются баллы за это задание. За очень короткое время ребята посетили Арбат и сфотографировались у стены Виктора Цоя, записали обращение к участникам Зимней школы на фоне Спасской башни, определили направление к своему региону на нулевом километре, побывали на Болотной площади у удивительного памятника работы Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Школьники прокатились на коньках на катке в Парке культуры им. Горького, по Арбатско-Покровской линии Московского метро побывали в уникальном поезде «Акварель», внутри которого выставлены работы известного московского художника Сергея Андрияки. В ходе этой игры наши девочки из СОШ № 11 п. Степной Гладкая Ольга, Семенова Татьяна заняли 3 место.
В ходе работы Зимней школы учителя и учащиеся побывали на презентации журнала «Мастер-класс» Российской Академии ПКиПРО (встреча с зам. главного редактора, автором учебников по географии Ольгой Вадимовной Крыловой), презентации издательских и образовательных проектов медиацентра «Контакт!» (школа № 1259, В.Н.Головнер), участвовали в интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие» - «Знакомство с Москвой», показав высокий рейтинговый результат, побывали на вечере биологии: Новые подходы в преподавании биологии (А.А.Буханистов, Новосибирская обл.); «Особенности преподавания предметов естественно-научного цикла на базовом уровне», на представлении «Цирка братьев Запашных», побывали в Московском Кремле, посетили кремлевские соборы и оружейную палату, познакомились с необычным искусством футуристов
По итогам работы Зимней школы Гладкая Ольга и Семенова Татьяна, учащиеся 7 класса СОШ № 11 п. Степной Ейского района награждены грамотами департамента Москвы за высокие результаты и активное участие.
В 2009 году Зимняя школа «Учитель года» пройдет в Екатеринбурге. Организационный комитет и Межрегиональный клуб пригласил делегацию Ейского района принять участие.
(А.И.Семке)

Особенности зрения в живой природе.
(естественнонаучный профиль, интегрированный урок: физика + биология)
А.И.Семке «Учитель года Кубани – 2000»
Ничто так не отличает человека от животных, как очки.
Гарри У.Смитс
Для того, чтобы носить очки, мало быть умным,
надо еще и плохо видеть.
В.Дубинский
Близорукий встречает меньше знакомых, зато чаще раскланивается.
Славомир Врублевский.
Морковь, безусловно, очень полезна для глаз.
Вы когда-нибудь видели зайца в очках?
NN
Зрение – самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остается в действии, не уставая и не пересыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает.
Д.Аддисон
Не очень огорчайтесь, если у вас ухудшилось зрение. Хотя вы не будете замечать много прекрасного, но зато и уродливое не будет теперь портить вам настроение.
Э.Севрус
Если бы оптик пытался продать мне инструмент, в котором оказались бы недостатки, присущие глазу, то я считал бы себя вправе высказать ему в самых резких выражениях порицание за небрежную работу и вернуть ему инструмент с протестом.
Г.Гельмгольц
Физический словарик.
Глаз – орудие чувственного зрения. (Шары, гляделки, зенки, глазища, баньки, буркала, глазик) В.Даль.
Зрение – действие или состояние, чувство видения, способность видеть. В.Даль
Зырить, зреть, глядеть, смотреть – зорко, пристально, жадно глядеть, высматривать, подстерегать. В.Даль.
Окуляр от латинского слова ocularis –глазной, oculus – глаз.
Оптика – от греческого слова optike – наука о зрении.
Аккомодация от латинского слова accomodatio – приспособление, приноровление.
Стереоскопичность – от греч. Stereo- пространственный, объемный, Skopeo – смотрю.
Иллюзия от франц. Illusion – обман, обманчивое представление.

Цель урока:
1. Образовательная:
А) знакомство с новым материалом;
Б) продолжение работы по формированию навыков учащихся:
- анализ источников информации;
- навыков экспериментальной работы;
- навыков работы в группе;
В) закрепление знаний и умений:
- ранее изученного материала;
- умение составлять задачи и решать их.
2. Воспитательная:
А) воспитание мировоззренческих понятий:
- причинноследственные связи в окружающем мире;
- познаваемость окружающего мира и человечества.
Б) нравственное воспитание:
- воспитание любви к природе;
- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки;
- воспитание этики групповой работы.
3. Развивающая:
А) развитие навыков и умений:
- умение классифицировать и обобщать;
- составлять схемы;
- умение формулировать выводы по изученному материалу.
Б) развитие самостоятельности мышления и интеллекта;
В) развитие грамотной устной речи;
Г) развитие навыков практической работы.

Подготовительный этап: Объяснение ученикам целей и задач урока. Формирование групп и раздача рабочего материала. Группы формируются по желанию учащихся. Каждая группа имеет компьютер с выходом в интернет и другие источники информации. В течение отведенного времени группа готовит тексты мини-рассказов (докладов). При подготовке используются различные источники информации: библиотечные ресурсы, электронные учебники, интернет, видиотека, мульимедийные источники информации. С помощью проектора мини – рассказы иллюстрируются слайдами, схемами, картинками.

Сколько у человека чувств? Зрение (историческая справка).
Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия – «внешние» чувства. Есть еще и те, что «слушают» организм изнутри. Мозг каждый миг получает разнообразную информацию: о взаимоотношениях костей в суставах, о напряжении мышц и натяжении сухожилий, о химическом составе крови в сосудах, о степени наполнения желудка, кишечника, мочевого пузыря и т.д.
Античный философ Гераклит Эфеский заметил, что «глаза –более точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным.

Имеются ли различия в строении органов зрения у различных живых существ на земле? Работа в группах с источниками информации и наглядностью.
Глаза различных представителей животного мира.
Процесс восприятия света, как и всякое действие энергии света, связан прежде всего с поглощением хотя бы некоторой части энергии. Поэтому необходимым элементом глаза является пигмент: совершенно прозрачный глаз видеть не может. Наиболее элементарные органы зрения, встречаются у самых низкоорганизованных животных, представляют собой простые пигментные пятнышки на поверхности их тела, часто совершенно прозрачного. Органы зрения очень разнообразны. Они могут быть парными, множественными, одиночными, подвижными и неподвижными, маленькими и большими. Однако принципы работы самого глаза поразительно единообразны. В любом глазу есть фокусирующий аппарат и аппарат светоизоляции. Совместно они обеспечивают направленность зрения, глаз становится ориентирующим органом. В любом глазу имеется устройство, подстраивающее чувствительность к разным уровням освещенности.
1) Зрение насекомых.
История насекомых насчитывает более 300 млн. лет. Больш

Сайт создан в системе uCoz