Музейная педагогика в преподавании физики

А.И.Семке, учитель физики СОШ № 11 МО Ейский район,
Заслуженный учитель Кубани
Seaniv2006@km.ru
«Музейная педагогика» (термин впервые ввел в 1934 году в научный оборот К. Фризен, Германия) – область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Особую роль при преподавании в школе физики и астрономии играет музей технической мысли и технического творчества. Цели, которые ставятся перед педагогом при этом виде деятельности следующие. Это — способность пробуждать интерес к познанию мировых цивилизаций и культуры народов мира, технического прогресса, родной природы через музей и его коллекции. Это — воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы, культуры и технического прогресса.
Цели музейной педагогики в преподавании физики:
- воспитание у детей любви к техническому творчеству, бережного отношения к традициям и истории открытий, к истории развития техники;
- приобщение школьников к историческому и техническому наследию России через практическое участие в сборе и хранении документов, экспонатов, изучению и восстановлению моделей и действующих технических устройств.
Задачи:
- использование моделей технического творчества, моделей, действующих устройств для развития детей и подростков;
- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и техники родного края, России;
- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с Ветеранами и общественными объединениями;
- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
Основные функции и методы работы детского школьного музея технического творчества и техники:




Основные направления экспозиций музея:



Используя различные формы (факультативные занятия, курсы по выбору, кружковую работу) этого образовательного процесса можно попытаться сформировать у учащихся способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность; развить способности творческого мышления, технического творчества; привить навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее; на примере творчества крупнейших физиков и изобретателей сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека. Здорово, когда в городе создана музейная инфраструктура, имеются музеи различного направления, в том числе технического и естественнонаучного плана.
А что же делать в отдаленных уголках (небольших городах, в сельской местности) в провинциальных сельских школах? Их тысячи, десятки тысяч. Ощущение замкнутости, оторванности от социокультурных процессов. Но как ребенка, «идущему в будущее», при таких условиях включить в сферу культуры, в сферу так необходимую? Как ему быть готовым к прочтению музейной информации, ориентироваться в музейной среде, понимать язык музейной экспозиции, воспринимать музейный предмет в определенной историко-культурной среде, оценивать его как частицу истории?
Создание в школе музея технической мысли и технического творчества возникла после того, как ряд родителей предложили передать школе ряд технических изделий, которые они на протяжении нескольких лет не использовали в быту (черно-белые телевизоры, магнитофоны, проигрыватели, радиоприемники и др). На кружке технического творчества учащиеся разбирали устройства, которые восстановить было сложно. Детали использовали для создания новых радио моделей или технических устройств. Из корпусов технических изделий создавали макеты. Часть будущих экспонатов восстанавливали, таким образом, создавались будущие действующие экспонаты. Постепенно таких экспонатов становилось все больше и больше, содержать их в лаборатории становилось все сложнее и сложнее и бессмысленно. Инициативная группа ребят предложила создать экспозицию школьного музея технической мысли и технического творчества, и в эту экспозицию включить действующие модели технических устройств, макеты, модели, созданные руками школьником, проекты, которые реализовывались в ходе учебного процесса. Для пополнения школьных экспонатов объявили конкурс среди учеников, родителей, жителей поселка на пополнение фондов музейной экспозиции. Цель конкурса: вовлечь в нашу работу максимальное число заинтересованных лиц, создать благоприятный фон вокруг нашей творческой работы, собрать уникальные экземпляры технических устройств, которые использовались в быту в 20 веке. Школьников, родителей и жителей поселка, которые приняли активное участие, мы поощряли благодарственными письмами и заносили их имена на доску активных сотрудников школьного музея.
На каждое изделие мы оформляли карточку, в которой указывали название изделия, основные характеристики, фамилию и имя дарителя.
После оформления экспозиции инициативная группа приступила к оформлению экскурсионных проектов. Для этого школьники разделились на группы, выбрав определенное тематическое направление, и приступили к поиску информации. Использовались различные информационные ресурсы: интернет, школьная и поселковая библиотека, переписка с издательствами и научными обществами. В результате этой работы были созданы проекты экскурсионных программ в рамках школьного музея технической мысли и технического творчества.
Таким образом, основными направлениями деятельности учителя на современном этапе развития музейной педагогики могут рассматриваться:
1) Работа со школьниками, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.
5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.
В ходе реализации проектных технологий в рамках работы школьного музея возникло научное общество, которое стало основой развития музейных традиций и планомерной работы и взаимодействия с системой образования.
Основные формы работы:
Экскурсия Клубы Тематические вечера
Консультация Основные формы работы Встречи с интересными людьми
Научные чтения Праздники
Кружки Исторические игры
Тематические декады Олимпиады
Студии Конкурсы Викторины
С появлением компьютерной техники и выходом в сеть интернет появилась возможность участвовать в сетевых проектах и посещать сайты ведущих музеев страны. Так называемый виртуальный музей должен помочь ребенку, «оторванному» географически от музейных центров, стать творческой личностью и сформировать у него такую систему ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или в виртуальной. Виртуальный музей представляет нам справочную информацию о музее, его работе, выставках и коллекциях. Режим коллективных экскурсий по музеям мира дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям интернет, к виртуальным музейным представительствам, а, следовательно, и к самим музеям.
Некоторые сайты (адреса главных страниц) музеев, посещаемые школьниками:
Имя сайта Название музея
polymus.ru Политехнический музей
Itc.tgl.ru Технический музей ВАЗа
Rustelecom-museum.ru Центральный музей связи им.А.С.Попва
Tolg-tut.narod.ru Волжский Военно-технический музей
Autoplustv.ru Технический музей В.Задорожного
Kosmos2002.nm.ru Музей технического творчества СОШ № 3 г.Таганрог
Icom.museum.ru Международный совет музеев
Avtomash.ru Музей тракторной техники
Cosmomuseum.ru Мемориальный музей космонавтики
Monino.ru Музей военно-воздушных сил
Allmuseums.spb.ru Центральный музей железнодорожного транспорта

Школьный музей технической мысли и творчества создан в СОШ № 11 г.Ейска в 1997 году по инициативе школьников и учителей физики. Сегодня в музее более 1000 музейных предметов, около 10 музейных коллекций, многие из которых уникальны. В музее представлены самые различные области техники — Горное дело, Металлургия, Химическая технология, Автоматика и Вычислительная техника, Связь, Оптика, Метеорология, Космонавтика, Энергетика, Транспорт. Ежегодно на базе музея проходят обучение 300 школьников. Музей является учебно-методическим центром, ежегодно на его базе организуются викторины, олимпиады, конкурсы, научные семинары, конференции. Школьный музей, сохраняя традиции, заложенные его основателями, продолжает комплектование музейных коллекций с позиций документирования исторического процесса развития техники, отражения вклада отечественной научной и инженерной мысли в развитие цивилизации.
Основная экспозиция музея расположена в кабинете физики. Экспозиция построена по тематическому принципу. Тематика экспозиций разработанные учениками на 4 года (2008-2011):
2008 год
60 лет первой интегральной микросхеме
Джек Килби в 1958 году продемонстрировал коллегам по компании «Тексас инструментс» электрическую цепь из транзисторов, конденсаторов, резисторов, выполненную на одном кусочке полупроводникового материала.
Впоследствии такие цепи назвали интегральными микросхемами. Благодаря изобретению Килби электронные приборы уменьшились в размерах.

100 лет башенному крану
Один из первых башенных кранов был сконструирован компанией «Эпплби» в 1908 году по заказу компании «Коннелс сторинг ярдс» г.Мидлсбро в Англии. Этот кран высотой 12 м передвигался по рельсам и приводился в действие электричеством. Широкое распространение башенные краны получили в 1950гг.

120 лет методу горячей сварки
В конце 60-х годов американский электромеханик Илайо Томсон (1853-1937) впервые осуществил электрическую сварку металлов. Чтобы применять устройство Томсона на практике, потребовалось значительно его усовершенствовать. В 1882 году Николай Николаевич Бенардос (1842-1905) русский инженер создал устройство. Свое изобретение он назвал «Электрогефест» по имени Гефеста – древнегреческого бога огня и покровителя кузнечного ремесла. Так русским инженером Бенардосом было создано устройство для дуговой сварки металлов. Электрическая дуга возникала между свариваемым металлом и угольным электродом, закрепленным в рукоятке. Уголь не приваривается к металлу, поэтому сварку можно было осуществлять непрерывно.
Иной метод сварки предложил русский инженер Николай Гаврилович Славянов (1854-1897). Электрод был металлическим, при горении дуги плавился и заливался сварной шов. «Плавильник» Славянова использовали на Пермских заводах при ремонте крупного вала паровой машины в 1888 году. В дальнейшем способ, изобретенный Н.Г.Славяновым, получил название метода горячей сварки.

140 лет первой лампе накаливания
Джозеф Уилсон Свэн (1828-1914) родился в Англии, в городе Сандерленд, и работал в компании, производившей фотопластинки. Свэн был очень изобретателен. Среди его идей были сухая фотопластинка, значительно упростившая изготовление снимков, и бромистая фотобумага, которая до сих пор используется для печати с негативов. С 1858 года Свэн работал над созданием электрической лампы. Первое устройство представляло собой стеклянную колбу, а в ней два электрода и сожженная бумага между ними. В 1878 году ученый создал лампу с углеродной нитью. Почти в то же время подобную лампу изготовил и американский изобретатель Томас Эдисон.
Возникший было спор о первенстве между изобретателями позже разрешился созданием в 1883 году общего предприятия – компании «Эдисон энд Свэн юнайтед электрик лайт».

170 лет испытанию первого электродвигателя
В 1838 году газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала: «…важный шаг сделан, и России принадлежит слава первого применения энергии (электричества) на практике». В 1837 году Борис Семенович Якоби (1801-1874) переехал в Петербург, где в последующие 20 лет выполнял рад важнейших работ по электротехники. Работая в комиссии, Якоби изобрел несколько конструкций электродвигателя. Один из них был установлен на катере – «электроходе», совершившем в сентябре 1838 года первое плавание по Неве. Об этом и написала газета.

170 лет открытию гальванопластики
В 1837 году работая над усовершенствованием гальванического элемента русский инженер Борис Семенович Якоби (1801-1874) обнаружил интересное явление. Форма снятого с катода кусочка осажденной меди полностью повторяла поверхность катода. В октябре 1838 года ученый сообщил Петербургской академии наук о разработанном гальванопластическом процессе, а 1840 году опубликовал полное его описание. Якоби указывал: « в данном случае гальванизм в первый раз выйдет из рук физиков и из их кабинетов, с тем чтобы проникнуть в мастерские ремесленников и художников». Изобретение ученого получило высокую оценку в России. В 1840 году ему была присуждена Демидовская премия за работу «Гальванопластика, или Способ по данным образцам производить медные изделия с помощью гальванизма».

450 лет первому зеркальному телескопу
В 1668 году английский физик, астроном, математик Исаак Ньютон изготовил первый зеркальный телескопа. С длиной трубы всего лишь 160 мм прибор давал значительное увеличение и в то же время был в принципе лишен главного недостатка линзовых телескопов - хроматической аберрации.

2009 год
60 лет изобретению ксерокса
Честер Карлсон (1906-1968) работал в патентном отделе компании «Белл телефон лэбораторис». Здесь ему приходилось копировать документы при помощи жидких химикатов.
Работа эта была грязной и трудоемкой, что и подвигло Карлсона на создание сухого, электростатического метода копирования. Первый эксперимент он поставил в 1938 году, а через 10 лет появился действующий аппарат, позднее получивший название ксерокс. Это изобретение сделало Карлсона мультимиллионером.

70 лет первому полету вертолета Сикорского
Авиаконсруктор Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. В 12 лет, вдохновленный рисунком вертолета Леонардо да Винчи, юный Сикорский смастерил игрушечную действующую модель. В 1908 году изобретатель приступил к созданию полномасштабной модели, веря, что будущее авиации – за машинами с вертикальным взлетом. После революции 1917 года Сикорский эмигрировал в США и открыл собственное дело в штате Коннектикут. В 1939 году он построил первый вертолет современным расположением несущего и рулевого винтов. 14 сентября 1939 года вертолет Сикорского впервые взлетел. Известны и более ранние модели вертолетов – испанца Хуана де ла Сьевра и немца Генриха Фоке. Однако модель Сикорского была первой практически пригодной и созданной для массового производства.

120 лет первой электростанции, вырабатывающей переменный ток
Первая в Англии электростанция, дающая постоянный ток, была построена в 1881 году в Годалминге. Она, однако, приносила одни убытки, и вскоре ее пришлось закрыть. Ливерпульский предприниматель Себастьян Циани Де Ферранти (1864-1930) первым понял, что передавать на большие расстояния целесообразнее не постоянный, а переменный ток. В 1889 году он построил в Лондоне станцию, которая давала переменный ток напряжением 10000 вольт.

130 лет первому механическому холодильнику
Первые домашние холодильники, появившиеся в середине 19 века, представляли собой просто деревянные шкафы, набитые льдом.
В 1879 году немецкий инженер Карл Линде создал механический холодильник, в котором под действием парового насоса испарялся и конденсировался аммиак (хладагент). К 1895 году Линде продал почти 12000 таких холодильников. Вскоре появились и электрические холодильники. Впервые они поступили в продажу в Чикаго в 1913 году.

170 лет со дня открытия первой в России обсерватории
Обсерватория – учреждение для производства систематических наблюдений за небесными светилами. В России первая обсерватория была построена в Пулкове, близ Санкт-Петербурга в 1839 году

180 лет со дня изобретения электродвигателя
Джозеф Генри (1797 -1878) учился на врача, но работал затем преподавателем естественных наук и математики. Изучая электромагнетизм, он создал мощный электромагнит с железным сердечником и многослойной обмоткой из медной проволоки, изолированной шелком. Какие изобретения сделал Генри на основе электромагнита?
На основе такого магнита в 1829 году ученый построил электродвигатель, а в 1831 году сделал электрический звонок.
2010 год
50 лет твердотельному и газовому лазерам
В 1960 году американский физик Теодор Гарольд Мейман сконструировал первый квантовый генератор оптического диапазона – лазер. Усиление света происходило в кристалле рубина – прозрачной разновидности окиси алюминия с небольшой примесью хрома (на этот материал указали тремя годами раньше Н.Г.Басов и А.М.Прохоров). В лазере использовался охлаждаемый жидким азотом рубиновый стержень длиной около 4 см и диаметром 5мм. Такие лазеры стали называть твердотельными. Некоторые твердотельные лазеры генерируют сотни и тысячи импульсов в секунду. В том же 1960 году американские физики А.Джавани, В.Беннет, Д.Эрриот создали газовый лазер на смеси гелия и неона. Этот лазер излучал красный свет непрерывно.

80 лет первому турбореактивному двигателю
Летный инструктор Фрэнк Уиттл хотел создать более эффективный двигатель для самолета, нежели тяжелый многоцилиндровый с воздушным винтом. В 1930 году он изобрел турбореактивный двигатель. Министерство авиации Великобритании отвергло эту идею, но изобретатель сам нашел деньги для исследований. В 1941 году первый самолет Уиттла с двигателем нового типа поднялся в воздух.

100 лет неоновой лампе
Жорж Клод (1878-1960) родился в Париже, работал инженером-технологом по газам. В 1902 году Клод разработал способ сжижения воздуха, а в 1910 году изобрел неоновую лампу, ставшую предшественницей люминесцентной лампы дневного света. После Второй мировой войны Клод провел некоторое время в тюрьме по обвинению в сотрудничестве с фашистскими оккупационными властями.

110 лет первому судну на подводных крыльях
Итальянский конструктор Энрико Форланини (1848-1930) в 1900 году построил судно на подводных крыльях и продемонстрировал его А.Беллу. Позднее Белл сконструировал собственное судно на подводных крыльях, в 1918 году установил рекорд скорости на воде.

120 лет первому трехфазному трансформатору и трехфазному электродвигателю
В конце 19 века развитие электротехники связывали с более совершенной электрической системой – трехфазным током. Одним из тех, кто внес большой вклад в эту область, был русский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский. Он предложил сделать ротор электродвигателя в виде так называемой беличьей клетки, что позволило уменьшить электрическое сопротивление и значительно повысить эффективность работы. Конструкция этого ротора без принципиальных изменений сохранилась до настоящего времени. В 1890 году Доливо-Добровольский построил трехфазный электродвигатель мощностью 3,7 кВт и трехфазный трансформатор, необходимый для передачи электроэнергии на большие расстояния. Продемонстрировать их действие удалось в 1891 году на Международной электротехнической выставке во Франкфурте.

130 лет применения гидравлической турбины для получения электричества
Впервые гидравлическая турбина для получения электричества была применена в 1880 году английским инженером Уильямом Армстронгом (1810-1900) – он установил ее для освещения своего загородного дома в графстве Нортумберленд. Спроектировал эту турбину Джеймс Томсон.

400 лет первому термостату
Первый термостат создал в 1610 году голландский инженер Дребель для управления печью. Однако название прибора вошло в употребление лишь в 1830 году, когда Эндрю Ур, профессор химии из Шотландии, запатентовал применение биметаллической пластины в качестве регулятора температуры при дистилляции.

210 лет первому источнику электрического тока
Алессандро Вольта (1745-1827), профессор и преподаватель физики из итальянского города Комо, изучал электричество. В своих изысканиях он основывался на опыте своего друга Луиджи Гальвани, заметившего, что лапка мертвой лягушки дергается при соприкосновении с двумя разными металлами. Гальвани объяснял это наличием в мускулах «животного электричества». Вольта же полагал, что ток создают металлы, а мускулы лишь реагируют на него. Таким образом, Вольта правильно понял принцип электрической цепи. В 1800 году он продемонстрировал ток в замкнутой цепи, взяв для этого стопку медных и цинковых кружков, разделенных суконными прокладками, смоченными щелочью или кислотой. «Вольтов столб» стал первым химическим источником тока.

2011 год
30 лет изобретению туннельного микроскопа
Манипулирование отдельными атомами стало возможно с 1981 года, когда Г.Биннинг и Х.Рорер, работники фирмы IBM, сконструировали туннельный микроскоп. С помощью этой техники уже сделаны первые образцы нанотранзисторов, или электронных переключателей, состоящих из считанного числа атомов.

50 лет со дня первого радиолокационного изучения Венеры
Широкое развитие получила радиолокационная астрономия – область науки, в которой радиолокационную технику применяют для изучения космического пространства и небесных тел (планет, спутников планет и т.д.). В 1946 году де Витт в США и З.Бай в Венгрии провели опыты по радиолокационному исследованию Луны.
В 1961 году российские ученые под руководством академика В.А.Котельникова впервые использовали радиолокацию для изучения Венеры. Плотный слой облаков вокруг планеты Венеры не позволял с помощью телескопов выяснить, как выглядит ее поверхность, каков период вращения вокруг собственной оси и т.п.

80 лет электронному микроскопу
Новая страница в истории изучения структуры вещества началась с создания в 1931 году электронного микроскопа. Впервые для прямого исследования не видимых глазом объектов были использованы не световые волны. Подготовили же изобретение этого прибора открытия, сделанные физиками еще в 19 веке. Прообразом современного электронного микроскопа стал прибор который создали немецкие ученые М.Кноль и Э.Руска. Он состоял из источника пучка электронов (раскаленного электрическим током катода), двух магнитных линз, и экрана в фокусе второй линзы. Первым получилось изображение самого катода – металлической нити, испускающей электроны. Сегодня есть несколько разновидностей электронных микроскопов, все они позволяют видеть объекты размеров в тысячные и миллионные доли миллиметра.

80 лет первому в мире циклотрону
Когда говорят о современных ускорителях частиц на высокие энергии, имеют в виду в основном кольцевые резонансные ускорители. В зависимости от особенностей режимов ускорения различают несколько типов. Если частота ускоряющего поля и ведущее магнитное поле постоянны во времени, ускоритель называется циклотроном. Если магнитное поле нарастает в течение цикла ускорения – перед нами синхротрон. Если при этом изменяется частота ускоряющего поля – то такой ускоритель частиц называется синхрофазотроном.
Поскольку физический мир устроен по единым законам, все ускорители частиц одного типа, где бы они не были созданы, похожи друг на друга, как близнецы. Первым ускорителем стал циклотрон, у него есть один большой полый электромагнит, в котором частицы ускоряются по спиральной орбите. Он был построен в 1930 году Э.Лоуренсом в США.

90 лет со дня первого использования электронно-лучевой трубки
В конце 19 века немецкому физику Карлу Фердинанду Брауну (1850-1918) пришла мысль использовать электронный пучок как своего рода световой карандаш. Если направить сфокусированный пучок электронов на экран, покрытый специальным веществом – люминофором, то экран начинает светиться в том месте, где они в него ударяются. Перемещая электронный луч электрическими или магнитными полями, можно рисовать на экране линии. При изменении плотности потока электронов яркость свечения меняется, что позволяет рисовать лучом не только линии, но и движущиеся черно-белые картинки. В 1909 году за достижения в области беспроволочной передачи информации К.Браун был удостоен Нобелевской премии. Впервые электронно-лучевую трубку Брауна в 1921 году использовал российский инженер Борис Львович Розинг (1869-1933). Передатчиком служило механическое устройство – диск Нипкова. Так родилось телевидение.

180 лет со дня изобретения первого трансформатора
Майкл Фарадей (1791-1861) родился в Лондоне в многодетной семье рабочего. В 14 лет его отдали в ученики к переплетчику. Фарадей зачитывался естественно-научными книгами, которые ему поручали переплетать, и вскоре стал посещать лекции крупного химика и физика Хамфри Дэви. Однажды он переплел сделанные им подробные записи лекций Дэви, преподнес их ученому и попросился к нему на работу. Дэви пригласил юношу ассистировать ему в лаборатории лондонского Королевского института. Так Фарадей попал в крупнейший в Британии научный центр. Фарадей проработал там всю жизнь, занимаясь исследованиями в области электричества. В 1831 году он изобрел трансформатор, а затем создал первый электромашинный генератор тока – «диск Фарадея».
120 лет со дня открытия пьезоэлектрического эффекта
Пьер и Жак Кюри французские физики в 1881 году открыли пьезоэлектрический эффект в кристаллах (кварца, топаза, турмалина).

180 лет со дня изобретения электрического звонка
Джозеф Генри (1797 -1878) учился на врача, но работал затем преподавателем естественных наук и математики. Изучая электромагнетизм, он создал мощный электромагнит с железным сердечником и многослойной обмоткой из медной проволоки, изолированной шелком. На основе такого магнита в 1829 году ученый построил электродвигатель, а в 1831 году сделал электрический звонок.

200 лет со дня открытия йода
В 1811 году йод был открыт Куртуа. Йод – находится в морской воде, в соединении с металлами в морских растениях, минеральных источниках. Йод добывается из маточных рассолов чилийской селитры и золы морских водорослей.

490 лет мушкету
Мушкет, ручное огнестрельное оружие 16 века. Мушкет появился в Испании в 1521 году, имел массу до 8 кг, вследствие чего стрельба из него производилась с подставки в виде вилки. В конце 17 века Мушкеты были заменены ружьями. Мушкетерами называли солдат, вооруженных мушкетами.

В залах музея посетитель знакомится с машинами и механизмами, техническими устройствами и проектами будущего, историческими справками и документами.
Коллекции
Школьный музей имеет коллекции ламп накаливания, коллекцию резисторов, конденсаторов, транзисторов, кинескопов и электронно-лучевых трубок, трансформаторов, омметров, амперметров, вольтметров, барометров, анемометров, источников тока, электродвигателей, термосов, моделей фонтанов, вакуумных ламп, моделей автомобилей и деталей к ним т.д.
Фонды
Фонды разделяются по видам:
· Документальный
· Изобразительного и декоративно-прикладного искусства
· Моделей
· Фотографий
· Альбомов фотографий и альбомов чертежей
· Негативов
· Филателии
· Нумизматики
· Библиотеки
Каждый из видов фондов располагает организованными коллекциями.


В современных условиях культурно - образовательная деятельность школьного музея ориентирована на личность потенциального и реального школьника, в связи с этим можно обозначить следующие основные направления работы школьного музея:
- информирование,
- обучение,
- развитие творческих начал,
- общение,
- отдых.
1) Информирование — это первая ступень освоения музейной информации, т. е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию.
2) Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Отличительные черты обучения в музее — неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.
3) Развитие творческих начал — третья, высшая ступень постижения музейной информации. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Творческая лаборатория — объединение заинтересованных учеников, ведущих в музее под руководством учителя экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой.
4) Общение — установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
5) Отдых — организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т. д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие ля людей пожилого возраста, выпускной бал в музее, свадьба и пр.).
Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия учеников и учителей, интеграции школьной и музейной педагогики.
Зачем же нужен школьный музей технического творчества?
1. Оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания.
2. Помогает ребенку стать творческой личностью.
3. Помогает формировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения.
4. Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней.
5. Она включает ребенка в сферу культуры и техники. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать. Интересно узнавать тайны мироздания, технической мысли и отгадывать загадки, которые все время задает жизнь.
Литература:
1. Музейная педагогика в школе. Выпуск 2, Санкт-Петербург, СпецЛит 2000.
2. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
3. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
4. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
5. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
6. Головнер В.Н. Элементы музейной педагогики в преподавании химии. СОШ № 1259 г.Москва
Ресурсы интернет.
1. abcvolga. ru/muz/kb/experts_m
2. center.rusmuseum.ru

Сайт создан в системе uCoz