Проект "Одаренные дети"

Краткая аннотация
проекта «Формирование творческой образовательной среды для развития способностей ученика, организация работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях сельской местности» на 2005-2007 г.

Наименование проекта: «Формирование творческой образовательной среды для развития способностей ученика, организация работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях сельской местности» на 2005-2007 г.

Основной разработчик проекта: Управление образования
администрации Ейского района

Исполнители основных мероприятий:
- Управление образования администрации Ейского района;
- Управление культуры администрации Ейского района;
- Комитет по делам молодежи Ейского района;
- ДЮСШ Ейского района;
- Детский Дом творчества Ейского района;
- Комитет по физической культуре и спорту.

Сроки реализации проекта: 2005-2007 г.

Система контроля Контроль за реализацией проекта
осуществляет Управление образования
Ейского района:

Цель проекта:
создание условий для выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи проекта:
- оценка уровня и потенциальных возможностей развития различных видов одаренных и способных детей, начиная с дошкольного возраста;
- выявление психологических преград, влияющих на проявление и развитие способностей, а также психологических механизмов преодоления этих преград;
- осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению проекта;
- создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей одаренных детей с учетом важнейшей роли окружающей среды;
- осуществление особого подхода к решению кадровых вопросов, направляя для работы со способными и одаренными детьми высококвалифицированных учителей, педагогов дополнительного образования;
- развитие и реализация эффективных форм работы с одаренными и способными детьми.
Ожидаемые результаты:
- разработка и реализация положений о поддержке и развитии одаренных и способных детей, начиная с дошкольного возраста, с учетом динамики их развития;
- объединение систем общего и дополнительного образования с целью создания единого творческого образовательного пространства, в котором обучается, развивается и самореализуется ребенок;
- научно- методическое обеспечение процесса формирования творческих, интеллектуальных и других способностей детей;
- увеличение числа одаренных детей, которым будет оказана государственная поддержка;
- повышение профессионального мастерства учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ для работы с одаренными детьми.
Финансовое обеспечение:
- бюджетные средства;
- внебюджетные источники финансирования, включая спонсорские средства, средства, выделяемые попечительскими советами и др.
Контроль за исполнением проекта осуществляет:
- Управление образования Ейского района;
- Аттестационно – диагностическая служба.

Краткая справка - аннотация к проекту.

1.1. Актуальность проекта.
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является всесторонняя поддержка сельских школ. Необходимость в этом назрела уже давно. Способные, одаренные школьники из хуторов, поселков и небольших станиц традиционно находятся в неравных условиях с городскими детьми. Создание условий в сельской местности, обеспечивающих выявление и развитие одаренных, способных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными, способными детьми указывает на то, что при отсутствии методов идентификации одаренности, способностей эта работа может привести к негативному результату. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности, природных способностей.
Выявление одаренных, способных детей – это достаточно длительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности и природных способностей, посредством какой – либо одноразовой процедуры невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных, способных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных, способных детей в процессе обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Здесь мы сталкиваемся с проблемами, когда традиционные психрометрические методы идентификации одаренности, получившие широкое распространение в школьной практике, не учитывают динамики развития способностей, того огромного потенциала, который кроется в психике ребенка и может обнаружиться лишь позднее.
Кроме того, деление детей на «одаренных» и «неодаренных» в какой бы мягкой и деликатной форме оно не происходило и какими бы практическими задачами не обосновывалось, часто крайне негативно сказывается на судьбе ребенка. Внутренний мир детей очень уязвим. Трудно быть как отвергнутой «бездарностью», так и всеми замеченным «гением». Поэтому на смену диагностики отбора должны прийти не только более гуманные, но и более эффективные методы диагностики развития, идеи которых были заложены в работах Л.С. Выгодского, А.А. Невского и других отечественных психологов.
Кроме того, необходимо выделить и такие проблемы как
- одаренность возраста, то есть в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет, его явное опережение сверстников исчезает;
- скрытая одаренность (не проявленная), то есть одаренность, которая по каким-то причинам не проявляет себя в учебной или иной деятельности (их явно больше, чем открытых);
- учитывая, что все они с возрастом развиваются, то, и одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по характеру и интенсивности, так и по степени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами, то есть здесь ведется разговор о динамической концепции одаренности.
Когда речь идет о проблемах одаренности и проблемах работы с одаренным детьми в сельской местности, то нужно определить, с какой одаренностью (интеллектуальной, академической, творческой, художественной, духовно-нравственной, психомоторной, лидерской) и, соответственно, с какими проблемами и задачами (выявления, развития и обучения одаренных детей) мы имеем дело.
В предельном варианте это:
- проблемы обучения явно одаренных и способных детей;
- проблема выявления и диагностики одаренности детей у учащихся разного возраста;
- проблемы развития одаренности детей с явной и скрытой одаренностью, причем как развития их одаренности, так и развития их личности в целом.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных, способных детей весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных, способных детей по специально разработанным программам. Бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей и тем более для детей способных, одаренных.
Способные и одаренные дети из небольших поселков, хуторов, станиц находятся в неравных условиях с городскими детьми, часто лишены возможности выбирать дополнительные образовательные программы и индивидуальные траектории обучения. Ейский район является районом сельским. Система образования включает в себя 18 дошкольных образовательных учреждений, 15 средних образовательных учреждения, два учреждения дополнительного образования. В последнее время основной проблемой системы образования Ейского района является кадровое обеспечение. Образовательные учреждения удалены от интеллектуальных и художественно – эстетических центров. Именно поэтому создание системы выявления одаренных детей, единой творческой образовательной среды, объединение усилий дошкольных образовательных учреждений, средних образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей для дифференцированной и индивидуальной работы с одаренными и способными детьми является актуальной проблемой системы образования нашей территории.
1.2. Цель проекта.
Целью исследования является создание условий для выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
1.3. Гипотеза исследования
Гипотеза исследования заключается в предположении, что создание в сельской местности условий для выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей обеспечит их личную, социальную самореализацию и профессиональную ориентацию.
1.4. Задачи проекта.
Сформулированная гипотеза определила задачи исследования:
- разработать оценку уровня и потенциальных возможностей развития различных видов одаренных и способных детей, начиная с дошкольного возраста;
- разработать методику выявления психологических преград, влияющих на проявление и развитие способностей, а также психологических механизмов преодоления этих преград;
- осуществить необходимые мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению проекта;
- создать оптимальные условия для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей одаренных детей сельской местности с учетом важнейшей роли окружающей среды;
- проявить особый подход к решению кадровых вопросов, направляя для работы со способными и одаренными детьми высококвалифицированных учителей, педагогов дополнительного образования;
- разработать систему развития и реализации эффективных форм работы с одаренными и способными детьми.
1.5. Ожидаемые результаты проекта.
Прежде всего, подготовка педагогов для работы с одаренными, способными детьми обеспечит становление и развитие как базового, так и специфических компонентов их профессиональной квалификации.
Во – вторых, диагностика одаренности проводится не в узкой зоне, связанной с задачами обучения, а в широком пространстве различных видов деятельности, в которых могут проявляться способности ребенка, поэтому разработка программ обучения должна образовать с методами диагностики, коррекции и развития единое целое. Учебные программы в максимальной мере должны соответствовать качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывать внутренние психологические закономерности его формирования.
В-третьих, предоставление каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Осуществление личностно – ориентированного характера образовательного процесса учреждениями дополнительного образования вместе с базовым образованием позволит решить вопросы развития личности, приобщить ее к мировой культуре, дать возможность удовлетворить интерес к какой-либо области культуры, проявить себя, реализовать свой творческий потенциал в максимально комфортной обстановке.
1.6. Механизм выполнения проекта.
Для выявления одаренности используются самые разные методы: от простого педагогического (и даже родительского) наблюдения до специально разработанных, стандартизованных и валидизированных тестовых заданий.
Методы выявления одаренных, способных детей.

























Анализ работы с одаренными и способными детьми из сельской местности показывает, что положительного результата можно достичь только при выполнении следующих требований:
- наличие научно обоснованных программ обучения одаренных и способных детей и положительных результатов их применения на практике;
- наличие соответствующих этим программам обучения системы выявления одаренных, способных детей;
- наличие квалифицированных кадров и психологов, способных обеспечить соответствующие результаты в применяемом типе обучения;
- наличие отработанной системы обратной связи, позволяющей отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе;
- добровольное привлечение детей и гибкость работы с ними на любой возрастной ступени, в том числе и возможность «не стрессового» выхода на любом возрастном этапе;
- бесплатное обучение.
Только при решении всех этих вопросов будет эффективно обучение одаренных, способных детей. Поэтому на первом этапе необходима тщательная проработка и анализ всех вышеуказанных требований. Для этого создается творческая группа, в которую входят специалисты всех заинтересованных управлений, психологи, высококвалифицированные педагогические кадры.
В качестве основных направлений работы с одаренными, способными детьми следует выделить:
А) систему дошкольных образовательных учреждений, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
Б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
В) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных, способных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
Г) систему школ (профильных), ориентированных на работу с одаренными, способными детьми и призванными обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процесс получения общего среднего образования;
Д) центры дистанционного обучения, ориентированные на работу с одаренными, способными детьми.
Процесс образования – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности образовательных учреждений позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. В системе общего образования можно выделить следующие формы обучения одаренных и способных детей:
1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает специалист высокого класса);
3) очно - заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер - классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, выставок;
6) детские научно-практические конференции и семинары;
7) система творческих, научно-исследовательских, экологических и др. экспедиций:
8) малые академии наук.



Формы обучения одаренных и способных детей.






















1.7. Этапы выполнения проекта:
Первый этап. Теоретическое и экспериментальное исследование процесса. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Этап второй. Подготовка и издание методических пособий, учебных пособий, задачников на основе традиционных и компьютерных технологий. Разработка и проведение мероприятий, направленных на развитие и реализацию эффективных форм работы с одаренными и способными детьми. Распространение опыта работы и исследование возможных путей эффективности их использования.
Этап третий (аналитический). Проверка эффективности методики и корректировка в рамках традиционных и информационных технологий.


2. Описание проекта.

2.1. Предмет разработки.
1) Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется ярким, очевидным, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.

2) Принципы и методы выявления одаренных, способных детей.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Можно сформулировать следующие принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов; специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
- преимущественная опора на «экологические» методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие, как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). По существу, любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей тестов интеллекта оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной одаренности в частности.
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
- различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
- специальные психодиагностические тренинги;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
- проведение уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно - ориентированные занятия;
- организация интеллектуальных и предметных олимпиад; конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психрометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных и способных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

3) Направления работы с одаренными детьми в сфере образования.
1.Формы обучения детей в условиях общеобразовательной школы:
- индивидуализация обучения может осуществляться с помощью индивидуального учебного плана и обучение по индивидуальным учебным программам;
- занятия по свободному выбору – факультативные, в особенности организация малых групп;
- использование проектных технологий обучения;
- практико-ориентированные формы обучения;
- вовлечение в исследовательскую деятельность;
- сеть творческих, межклассных объединений, межвозрастных групп.
2.Формы обучения детей в системе дополнительного образования:
- дистанционные центры дополнительного образования;
- кружковая и секционная работа;
- очно - заочные школы;
- специализированные, профильные сборы;
- специализированные, профильные лагеря;
- детские научно-практические конференции, чтения, семинары;
- творческие конкурсы, фестивали, олимпиады;
- исследовательская и проектная деятельность.

4) Сетевое взаимодействие образовательных учреждений.
В рамках данного эксперимента предусмотрена реализация модели сетевого взаимодействия школ. Школьники из хуторов, поселков небольших станиц традиционно навходятся в неравных условиях с городскими детьми. Одной из проблем Ейского района является отсутствие явно выраженного районного центра. В поселках и станицах района нет выраженных художественно-эстетических, спортивных, этно - культурных, образовательных, воспитательных центров. Чаще всего эти центры сконцентрированы в образовательном учреждении поселка или станицы. Именно поэтому возникает ряд проблем, а именно, наличие квалифицированных кадров по всем вышеуказанным направлениям, материально-технического оснащения образовательного и воспитательного процесса, методического обеспечения. Такие неравноценные возможности сельской школы обусловили необходимость сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Правовой основой такого взаимодействия является Закон РФ «Об образовании» и Постановление Правительства РФ № 871 от 17 декабря 2001 года «О реструктуризации сети образовательных учреждений, находящихся в сельской местности». Основной целью этого взаимодействия является повышение качества образовательного процесса путем упорядочения совместного использования образовательных ресурсов, имеющихся в образовательных учреждениях, для достижения свободного доступа к ним способных, одаренных учащихся всех образовательных учреждений Ейского района. Программой такого взаимодействия предусматривается
- разработка планов воспитательной, развивающей работы;
- графиков учебных занятий в части совместного использования кадров и помещений;
- долевое участие в оборудовании учебных кабинетов, студий, залов;
- совместное использование кадровых ресурсов;
- возможность пользоваться библиотечными фондами и материальными ресурсами (в том числе компьютерной техникой);
- создание сетевой структуры обучения по различным профилям на средней и старшей ступени общего образования в рамках профильных смен, дополнительных образовательных программ;
- предоставление для занятий способных и одаренных детей учебных кабинетов физики, химии, биологии, математики, информатики, географии и т.д.;
- предоставление помещений для занятий по курсам дистанционного обучения с одаренными и способными детьми;
- привлечение дополнительных средств для оборудования кабинетов;
- предоставление педагогам и учащимся школ Ейского района права участвовать в различных мероприятиях, направленных на развитие и образование способных и одаренных детей;
- привлечение к работе с одаренными и способными детьми высококвалифицированных педагогических кадров;
- предоставление способным и одаренным детям дополнительных образовательных программ, направленных на всестороннее развитие личности.

Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Модель № 1. В базовом образовательном учреждении имеется необходимый кадровый потенциал, материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса. В этом случае на дополнительные занятия, семинары, профильные смены школьники подвозятся из других образовательных учреждений района в базовое образовательное учреждение.




















Модель № 2. . В базовом образовательном учреждении имеется материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса, но отсутствуют высококлассные специалисты. В этом случае на дополнительные занятия, семинары, профильные смены школьники подвозятся из других образовательных учреждений района в базовую школу. Специалисты для ведения образовательного и воспитательного процесса в этой школе приглашаются из образовательных учреждений района, прилегающих районов и городов по договоренности.



















Модель № 3. . В базовом образовательном учреждении нет материально-технического и методического обеспечения учебного процесса, отсутствуют высококлассные специалисты. Невозможно в районе найти образовательное учреждение, которое хотя бы в малой мере соответствовало модели № 1, № 2. Базовое учреждение выбирается по принципу равноудаленности от остальных поселков и станиц и наличие общежития для школьников и преподавателей. В этом случае на дополнительные занятия, семинары, профильные смены школьники подвозятся из других образовательных учреждений района в базовую школу. Специалисты для ведения образовательного и воспитательного процесса в этой школе приглашаются из образовательных учреждений района, прилегающих районов и городов по договоренности. Для обеспечения учебно-воспитательного процесса аккумулируется материально-технические и методические продукты со всех образовательных учреждений района. (Оптимальным вариантом может являться спальный и учебный корпус школы-интерната в каникулярное время.)






















Реализация различных моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений по организации работы с одаренными и способными детьми позволит обеспечить доступность и высокое качество образования для этих учащихся. Данный эксперимент рассчитан на 2 года, но его реализация позволит улучшить качество образования на селе, решить общенациональную проблему, связанную с судьбой способных и одаренных дертей, а, следовательно, и с судьбой самого государства.

2.2 Программа выполнения работ.

№ п/п Наименование мероприятий Формы и методы исполнения Сроки Ответст-венные
1 этап. Теоретическое и экспериментальное исследование.
1. Выявление одаренных, способных детей, создание банка данных:- оценка уровня и потенциальных возможностей развития различных видов одаренности;- выявление психологических преград, влияющих на проявление и развитие способностей, а также психологических механизмов преодоления этих преград. Приемы и методы выявления одаренных детей Сентябрь-ноябрь РМК, ОУ, УДО, ДОУ
2. Подготовка учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, воспитателей, работающих с одаренными, способными детьми. Семинары, курсы повышения квалификации, психодиагности-ческие тренинги, творческие лаборатории Октябрь-декабрь РМК
3. Изучение имеющихся программ. Разработка авторизованных программ Работа творческих групп Октябрь-ноябрь РМКучителя-предметники
2 этап. Основной экспериментальный (формирующий)
4. Дошкольное отделение, начальные классы:- расширение познавательных возможностей;- создание условий для последующего выбора дополнительного образования. - организация индивидуаль-ного обучения:- обучение в малых группах;- развитие сети кружков, секций;- игротеки и др. Октябрь - июль УДО, ОУ, ДОУ
5. Среднее звено (вторая ступень обучения):- формирование теоретических знаний и практических навыков;- раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. - творческие лаборатории;- клубы по интересам;- школа деловых игр;- конкурсы, фестивали, выставки и др. Октябрь – июль УДО, ОУ,
6. Старшая школа (третья ступень образования):- достижение повышенного уровня знаний, умений и навыков;- создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации - организация работы по исследовательс-ким и творческим проектам;- научно-практические конференции;- фестивали, конкурсы Октябрь - июль УДО, ОУ,
7. Очно-заочные курсы - метод «рассылок», семинары и практические занятия Октябрь - июль РМК, ОУ
8. Организация дистанционного центра обучения. - интернет– курсы- создание портала Октябрь- Июль РМК,ОУ
9. Организация работы малой академии - творческие лаборатории;- метод проектов Октябрь - июль РМК, ОУ
10. Работа профильных смен - творческие семинары; - лекции;- практикумы и др.. Весенние, зимние, весенние каникулы РМК,ОУ
11. Организация и проведение олимпиад, конкурсов, выставок, фестивалей, научно-практических конференций и др. - олимпиады;- выставки;- творческие конкурсы и др. В течение учебного года РМК, ОУ
12. Заочные предметные олимпиады и конкурсы и др. - олимпиады;- конкурсы и др. В течение учебного года РМК, ОУ, ДОУ
13. Составление плана воспитательной работы лагеря «Эрудит»; организация психологической службы Работа творческой группы Сентябрь-октябрь РМК
14. Подготовка работы профильного лагеря Обучающие семинары 5-10 ноября, 5-10января,22-27марта РМК,ОУ
15. Районный этап предметных олимпиад;зональный этап краевых олимпиад олимпиады ноябрь-март РМК
16. Летний профильный лагерь «Эрудит» Летние профильные смены июнь-июль РМК, ОУ
3 этап. Аналитический
17. Анализ результатов работы, подведение итогов работы, корректировка дальнейших планов Работа творческой группы август РМК, ОУ
18. Разработка программы на 2006-2007 год с учетом анализа работы Работа творческой группы август РМК, ОУ, ДОУ
19. Проверка эффективности методики в рамках традиционных технологий Сопоставление результатов работы, анкетирование школьников, анализ результатов работы До марта 2007 г РМК
20. Проверка эффективности методики в рамках информационных технологий Сопоставление результатов работы, анкетирование школьников, анализ результатов работы До марта 2007 г РМК

2.3. Теоретическая значимость.
Теоретическая значимость проекта заключается
- в обосновании необходимости комплексного, единого подхода в процессе работы с одаренными и способными детьми, проживающими в сельской местности;
- в раскрытии возможностей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в процессе работы с одаренными и способными детьми, проживающими в сельской местности;
- обеспечение ориентации содержания знаний на развитие и саморазвитие личности учащегося.

2.4. Практическая значимость.
Практическая значимость проекта заключается в следующем:
- разработка диагностических методов по выявлению и поддержке одаренных и способных детей с учетом регионального компонента, которые в дальнейшем могут быть адаптированы в различных районах Краснодарского края и России;
- разработка учебно-информационного материала по образованию и воспитанию одаренных и способных детей, проживающих в сельской местности, формирующего общенаучные и региональные знания, необходимые для подготовки грамотной личности;
- разработка и внедрение в систему образования предложений и рекомендаций по совершенствованию педагогических функций образования;
- использование авторских учебно-методических изданий;
- разработка форм и методов личностно-ориентированного образования в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих эффективность подготовки учащихся;
- в возможности использования эмпирического материала исследования и созданного инструментария для решения задач образования в различных районах Краснодарского края и России.

2.5 Основные результаты, достижение которых предполагается проектом.
Для учащихся школ:
- выявление, поддержка и развитие одаренных, способных детей, начиная с дошкольного возраста;
- создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей одаренных детей;
- поднятие статуса таланта в целом и престижа человека, обладающего этим талантом;
- обеспечение углубленного изучения отдельных предметов;
- создание условий для создания индивидуальных гибких программ;
- подготовка к освоению программ высшего профессионального образования;
- ориентация на будущую профессиональную деятельность.

Для системы образования края:
- создание системы по выявлению и дальнейшей эффективной образовательной деятельности способных, одаренных детей в сельском районе, удаленном от интеллектуальных и художественно -эстетических центров;
- разработка принципов и методов выявления одаренных и способных детей;
- разработка форм и методов работы с одаренными, способными детьми;
- разработка проекта дистанционного обучения одаренных, способных детей.

2.6 Инновационный потенциал проекта.
Оригинальность и инновационный потенциал проекта заключен в комплексном подходе к проблемам одаренных и способных детей сельской местности, к решению задач выявления и системной работы с такими детьми. Ориентация, представленная в проекте, не на достигнутый «уровень», а на потенциал развития одаренности позволяет преодолевать многие недостатки и противоречия современной системы обучения и воспитания детей. В рамках данного подхода достигается единство психодиагностических, коррекционных и развивающих процедур.






3.Научно – методическое обеспечение проекта.

Проект в целом обеспечен существующей в настоящее время научно- методической базой. Правовое обеспечение проекта представлено «Рабочей концепцией одаренности», президентской программой «Дети России», краевой и федеральной целевой программой «Одаренные дети».

4. Финансово-экономическое обеспечение проекта.

4.1. Финансирование проекта.
Финансирование проекта осуществляется в рамках бюджета Ейского района, а также внебюджетных средств, включая спонсорскую помощь, средства, выделяемые различными фондами, полученными от реализации методических материалов, программных и иных материалов, и т.д.

4.2. Расходы на оплату труда.
Оплата труда педагогов, руководителей творческих и инициативных групп, администраций школ производится за счет средств, заложенных в бюджет Ейского района. Для стимулирования труда педагогов, работающих по профильным программам, бюджеты школ предусматривают доплаты и надбавки.

4.3. Командировочные и служебные расходы.
Курсы переподготовки и повышения квалификации учителей и администрации школ в ККИДППО- 1500 руб. * 30 чел = 45 000 руб.
Командировочные расходы, связанные с укреплением материально-технической базы, приобретением необходимых учебников и т.д. 1500 руб. * 10 = 15000 руб.
Организация профильных лагерей и смен: 327 тыс. руб. (сметы прилагаются).

4.4. Расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования.
№ п/п Наименование Примерная сумма
123 Методические пособия, программы, учебникиОргтехникаОснащение профильных лагерей оборудованием для проведения практической части 15000 руб60000 руб220000 руб

5. Форма представления результатов.
Результаты проекта предоставляются в следующих формах:
- рекомендации по организации работы с одаренными детьми (пособие);
- примерные учебные планы различных профилей;
- примерные программы по данным профилям;
- разработка принципов и методов выявления одаренных и способных детей;
- методические разработки, пособия, учебные материалы по программе «Одаренные дети».

6. Литература.
1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Методическое пособие. М. «Молодая гвардия» 1997 г.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5 М. 1983 г.
3. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М. Российское педагогическое агентство. 1997 г.
4. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. Развитие и диагностика способностей. М. 1991 г.
5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.1971 г.
6. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М. 1996 г.
7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М. «Наука» 1993 г.
8. Одаренные дети. М. «Знание» 1991 г. Психология педагогического общения. Кировоград. 1992 г.
9. Рабочая концепция одаренности. М. «Издательство Магистр» 1998 г.
10. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М. «Наука» 1995 г.

11. Публикации в периодических изданиях.
1. Физика, приложение к 1 сентября. №43. 1999 г. Задачи: физика + география, физика + биология.
2. Педагогический вестник Кубани.№ 2 2000 г. « Механика и человек».
3. Физика, приложение к 1 сентября.№15. 2000 г. Физика + литература.
4. Физика, приложение к 1 сентября.№41 2000г Приглашаем в Ейск, хотя бы на три урока.
5. Сто друзей (приложение к «Учительской газете») № 16 2000г. Задачи по физике с использованием русского народного фольклора.
6. Физика, приложение к 1 сентября.№45 2000 г. Механика и человек.
7. Учитель года. № 4 2001 г. Хочу все знать.
8. Физика в школе. № 5 2001 г. Уроки конкурсантов.
9. Физика, приложение к 1 сентября. №13. 2001 г. Неделя физики.
10. Сто друзей (приложение к «Учительской газете») № 16 2000г. Спичке – 145 лет.
11. Физика, приложение к 1 сентября.№ 21. 2001 г. Электрический ток.
12. Физика, приложение к 1 сентября. №24. 2001 г. Кроссворды на уроках.
13. Физика, приложение к 1 сентября. №31, № 35 2001 г. Задачи по загадкам.
14. Мой профсоюз 22.08.2002 г. Узкий профиль выходит из моды.
15. Физика, приложение к 1 сентября. №15.2002 г. Космология.
16. Физика, приложение к 1 сентября. № 36. 2001 г. Задачи по загадкам
17. Учительская газета. № 11 2002 г. Прыжок кенгуру.
18. Физика, приложение к 1 сентября. № 3 Электрические явления.
19. Физика, приложение к 1 сентября. № 7 2003 г. Задачи по литературным произведениям.
20. Физика, приложение к 1 сентября. № 10 2003 г. Электрические свойства вещества.
21. Физика, приложение к 1 сентября. № 5 2003 г. Дисперсия и поглощение света.
22. Физика, приложение к 1 сентября. №12. 2002 г. Телевидение.
23. Физика, приложение к 1 сентября. № 11. 2003 г. Электромагнитная индукция.
24. Приазовские степи. 15.08.2003 г. Школа живет, пока развивается.
25. Физика, приложение к 1 сентября. № 22. 2003 г. Нобелевские лауреаты (соавтор).
26. Физика, приложение к 1 сентября.№ 23 2003 г. Изобретения в теплотехнике.
27. Физика, приложение к 1 сентября.№ 463 2003 г. Изобретения в электротехнике.
28. Учитель года. № 8 2003 г. Клянемся ломать баранки!
29. Физика, приложение к 1 сентября.№ 35 2003 г. Задачи по физике с элементами других наук.

12. Пособия, подготовленные автором проекта.
1. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс. М. НЦ ЭНАС. 2004 г.
2. Физика. Занимательные материалы к урокам. 8 класс. М. НЦ ЭНАС. 2004 г.
3. Физика. Развернутое планирование. 9 класс. Для естественнонаучных и гуманитарных классов. Ярославль. Академия развития 2004 г.
4. Задачник по физике для классов гуманитарного профиля. Электронное пособие. Ейск. 2004 г
5. Задачник по физике для классов естественнонаучного профиля. Электронное пособие. Ейск. 2004 г.
6.Пособие по физике для 7 класса. Электронный учебник. Ейск. 2004 г.
7. Пособие по физике для 8 класса. Электронный учебник. Ейск. 2004г.
8. Пособие по физике для 9 класса. Электронный учебник. Ейск. 2005 г.

13. Представление опыта.
Данные исследования автором проекта представлялись на следующих педагогических и общественных форумах:
1. Конкурс «Учитель года-2003». Москва. Сентябрь 2003 г.
2. Педагогическая конференция. Иваново. Октябрь 2003 г.
3. Актив межрегионального клуба «Учитель года». Ленинградская область. Лисий Нос. Январь 2004 г.
4. Фестиваль педагогических идей. Архангельск. Февраль 2004г.
5. Слет Учителей года. Санкт-Петербург. Апрель 2004 г.
6. Слет Учителей года города Майкопа. Майкоп. Май 2004 г.
7. Летняя школа для студентов и школьников под эгидой клуба учителей «Доживем до понедельника» Москва. Август 2004 г.
8. Конкурс «Учитель года –2004» Москва. Сентябрь-Октябрь 2004 г.
9. Педагогический фестиваль. Московская область. Зеленоград. Октябрь 2004 г.
10. Слет учительского актива Ростовской области. Сочи. Ноябрь 2004 г
11. Педагогический фестиваль. Республика Адыгея. Майкоп. Январь 2005 г.

14. Список научно-исследовательских и проектных работ учащихся, которые отмечены на международных, всероссийских и региональных конкурсах.
- Власов Максим, 9 класс диплом 1 степени Краевые Гагаринские чтения в номинации «Астрономия и астрофизика» 2000 г;
- Демиденко Сергей, 10 класс диплом 1 степени Краевые Гагаринские чтения в номинации «Ракетокосмическая техника» 2000 г;
- Левин Анатолий, 11 класс диплом 1 степени Краевые Гагаринские чтения в номинации «Астероиды и метеориты» 2000 г;
- Васильев Павел, 10 класс диплом Всероссийского конкурса «Первые шаги-2000» за работу «Моделирование физических задач – 9 класс»;
- Левин Анатолий, 10 класс диплом Всероссийского конкурса «Первые шаги-2000» за работу «Моделирование физических задач – 9 класс»
- Мягкий Леонид, 10 класс диплом 2 степени Краевые Гагаринские чтения в номинации «Космическая техника, технология» 2002 г;
- Васильев Алексей, 10 класс диплом Всероссийского конкурса «Первые шаги-2001» за работу «Модели звездного неба»;
- Власов Максим, 10 класс диплом Всероссийского конкурса «Первые шаги-2001» за работу «Модели звездного неба»;
- Саяпин Валерьян, 11 класс диплом 1 степени Краевые Гагаринские чтения в номинации «Астрономия и астрофизика» 2002 г;
- Исаев Алексей, 7 класс диплом 2 степени Краевые Гагаринские чтения в номинации «Астрономия и астрофизика» 2002 г;
- Левин Владимир, 10 класс диплом 2 степени Краевые Гагаринские чтения в номинации «Философия космизма» 2002 г;
- Власов Максим, 11 класс, диплом 2 степени Краевые Гагаринские чтения в номинации «Космос, экология, биология, медицина» 2002 г;
- Фахртдинов Рашид, 9 класс, диплом за работу «Гидрологические исследование реки Печора», г. Сыктывкар, 2003 г., 2 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников;
- Черных Максим, 8 класс, диплом за работу «Радиационный мониторинг в районе Печоро-Илычского биосферного заповедника», г. Сыктывкар, 2003 г., 2 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников;
- Силютин Денис, 8 класс, диплом за работу «Исследования климатических особенностей в Печоро-Илычском биосферном заповеднике», г. Сыктывкар, 2003 г., 2 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников;
- Исаев Алексей, 8 класс, диплом 1 степени, за работу «Метеорология, астрономия, астрофизика», Краевые дни авиации и космонавтики, г.Краснодар, 2003 г.;
- Левин Владимир, 11 класс, диплом 2 степени, за работу «Метеорология, астрономия, астрофизика», Краевые дни авиации и космонавтики, г.Краснодар, 2003 г.;
- Фалилеева Екатерина, 7 класс, диплом 2 степени, за работу «История развития авиации и ракетомоделизма», Краевые дни авиации и космонавтики, г.Краснодар, 2003 г;
- Фахртдинов Рашид, 10 класс, диплом за работу «Гидрологические исследование бассейнов Азовского моря», г. Ейск, 2004 г., 3 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников;
- Черных Максим, 9 класс, диплом за работу «Радиационный мониторинг в районе Ханского озера и косы Долгой», г. Ейск, 2004 г., 3 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников;
- Исаев Алексей, 10 класс, диплом за работу «Изучение метеорных потоков», г. Ейск, 2004 г., 3 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников;
- Матвеев Семен, 7 класс, диплом за работу «Изучение приливных сил бассейнов Азовского моря», г. Ейск, 2004 г., 3 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников;
- Предыбайло Еыгения, 10 класс, диплом за работу «Климатологический мониторинг на косе Долгой», г. Ейск, 2004 г., 3 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников;
- Фалилеева Екатерина, 9 класс, диплом за работу «Изучение прироста биомассы лиственных пород деревьев в районе Бейсугского лимана», г. Ейск, 2004 г., 3 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников;
- Черных Максим, 9 класс, диплом за работу «Радиационный мониторинг в районе Ханского озера и косы Долгой», г. Ейск, 2004 г., 3 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников
- Костина Виктория, 8 класс, диплом за работу «Изучение почв в районе косы Долгой и Ханского озера», г. Ейск, 2004 г., 3 Межрегиональная всероссийская экспедиция школьников
- Фахртдинов Рашид, 11 класс, диплом за работу «Гидрологические исследование бассейнов Азовского моря», г. Краснодар, 2004 г., краевой конкурс исследовательских работ «К тайнам природы»;
- Матвеев Семен, 8 класс, диплом за работу «Загрязнение атмосферы автотранспортом в некоторых районах Краснодарского края», г. Краснодар, 2004 г., краевой конкурс исследовательских работ «К тайнам природы»;
- Предыбайло Евгения, 10 класс, диплом за работу «Климатогеорафические исследования в Ейском районе», г. Краснодар, 2004 г., краевой конкурс исследовательских работ «К тайнам природы»;
- Черных Максим, 10 класс, диплом за работу «Радиационный мониторинг в районе Бейсугского лимана», г. Краснодар, 2004 г., краевой конкурс исследовательских работ «К тайнам природы».

15. Список фамилий учащихся автора проекта, которые отмечены на международных, всероссийских и региональных олимпиадах.
- Краевая олимпиада по физике г.Краснодар 2000г., Постоев Андрей 9 класс (диплом 1 степени)
- Зональный этап Всероссийской олимпиады по физике, г.Ростов – на-Дону 2000 г., Постоев Андрей (диплом 3 степени)
- Международная олимпиада «Интеллектуальный марафон» г.Протвино 2001 г Постоев Андрей (диплом 2 степени в общем зачете);
- Международная олимпиада «Интеллектуальный марафон» г.Протвино 2001 г Постоев Андрей (диплом 1 степени в туре «История научных идей и открытий»);
- Международная олимпиада «Интеллектуальный марафон» г.Протвино 2001 г Постоев Андрей (диплом 1 степени в туре «Физика»);
- Краевая олимпиада по физике г.Краснодар 2001г., Постоев Андрей 10 класс (диплом 2 степени);
- Краевая олимпиада по физике г.Краснодар 2001г., Саяпин Валерьян 10 класс (диплом призера);
- Заочная физико-математическая олимпиада МФТИ 2001г., Постоев Андрей (диплом за высокие результаты);
- Всероссийская окружная олимпиада по физике г.Волгоград 2002 г., Постоев Андрей (диплом 1 степени);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2002 г, Васильев Алексей 11 класс (диплом 2 степени);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2002 г, Жолобайло Юрий 10 класс (диплом 2 степени);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2002 г, Предыбайло Евгения 7 класс (диплом 1 степени);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2002 г, Левин Владимир 10 класс (диплом призера);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2002 г, Власов Максим 11 класс (диплом призера);
- Заочная физико-математическая олимпиада МФТИ 2002г., Саяпин Валерьян (диплом за высокие результаты);
- Международная олимпиада по физике в Индонезии, 2002 г. Постоев Андрей (Золотая медаль);
- Всероссийская олимпиада по астрономии и физике космоса, г.Сыктывкар, 2002 г, Фахртдинов Рашид 8 класс (диплом призера);
- Всероссийская олимпиада по астрономии и физике космоса, г.Сыктывкар, 2002 г, Васильев Алексей 11 класс (диплом призера);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2003 г, Фахртдинов Рашид 9 класс (диплом 1 степени);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2003 г, Левин Владимир 11 класс (диплом призера);
- Олимпиада МФТИ, г.Москва, 2003 г., Левин Владимир 11 класс (диплом победителя);
- Олимпиада МФТИ, г.Москва, 2003 г., Мягкий Леонид 11 класс (диплом победителя);
- Олимпиада МФТИ, г.Москва, 2003 г., Фахртдинов Рашид 9 класс (диплом победителя);
- Всероссийская олимпиада по астрономии и физике космоса, г.Курск, 2003 г, Фахртдинов Рашид 9 класс (диплом 3 степени);
- Краевая олимпиада по физике г.Краснодар 2004 г, Фахртдинов Рашид 10 класс (диплом призера);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2004 г, Фахртдинов Рашид 10 класс (диплом 1 степени);
- Всероссийская олимпиада по астрономии и физике космоса г.Кострома 2004 г, Фахртдинов Рашид (диплом 1 степени);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2004г., Черных Максим 9 класс (грамота призера);
- Краевая олимпиада по астрономии и физике космоса г.Краснодар 2004г., Матвеев Семен 7 класс (диплом 3 степени);
- Всероссийская олимпиада по космонавтике. г.Королев. 2004 г. Черных Максим 9 класс (диплом 2 степени);
- Всероссийская олимпиада по космонавтике. г.Королев. 2004 г. Исаев Алексей 9 класс (диплом 2 степени);
- Олимпиада стран СНГ по астрономии и физике космоса. 2004 г. Фахртдинов Рашид 11 класс (победитель);
- Олимпиада стран СНГ по астрономии и физике космоса. 2004 г. Исаев Алексей 10 класс (призер);
- Олимпиада стран СНГ по астрономии и физике космоса. 2004 г. Предыбайло Евгения 10 класс (призер);
- Олимпиада стран СНГ по астрономии и физике космоса. 2004 г. Черных Максим 10 класс (призер);
- Всероссийская олимпиада летней физико-математической школы «Династия». 2004 г. Фахртдинов Рашид (победитель).

Сайт создан в системе uCoz