Проект "Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся экологических знаний "

Паспорт
проекта «Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся экологических знаний и нравственности в рамках естественнонаучных экспедиций» на 2005-2007 годы

Исполнители: управление образования администрации Ейского района, средние общеобразовательные школы Ейского района

Составитель: Семке А.И.

Цели проекта:
· Формирование единых естественнонаучных основ и компонентов экологических знаний, нравственности в контексте интеграции естественнонаучных, этно-гуманитарных и региональных социально-экологических знаний в рамках экспедиционной деятельности и опытно-экспериментального апробирования предлагаемой концепции в образовательных учреждениях.
Задачи проекта:
· реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного содержания в полевых условиях;
· проведение широкого спектра естественнонаучных исследовательских работ в различных районах Краснодарского края и регионах России;
· освоение основных приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды;
· ознакомление с флорой и фауной заповедных зон Краснодарского края и России;
· пропаганда роли особо охраняемых территорий для сохранения биологического разнообразия;
· обмен опытом учителей России и Краснодарского края.

Срок реализации программы: 2005-2007 гг.

Финансовое обеспечение:
- бюджетные средства;
- внебюджетные источники финансирования, включая спонсорские средства, средства, поступающие от дополнительных платных услуг, средства, выделяемые попечительскими советами, различными фондами и т.д;
- федеральная программа «Одаренные дети».

Ожидаемые конечные результаты:
- формирование у учащихся единой естественнонаучной и экологической картины мира как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, образуемых на основе принципов и законов естествознания и экологии;

Контроль за исполнением программы осуществляет:
- управление образования администрации Ейского района;
- аттестационно - диагностический центр.






1.Краткая справка-аннотация к программе.
1.1. Актуальность проекта
Актуализация образования означает приведение его научного содержания в соответствие с динамической структурой современного знания. Образование должно не только давать актуальные знания в различных областях, учитывая новые открытия, изменения, новую информацию, которые появляются в мире, но и «отражать происходящие изменения в обществе, предопределять его будущее состояние». Проблема здесь состоит в инерционности образования, которое не успевает реагировать, адаптироваться к моменту «здесь-и-сейчас», одновременно с этим прогнозируя и учитывая будущую ситуацию общественного развития и запросы к системе образования. Среди актуальных направлений образования выделяется экологическое и естественнонаучное образование. Настоящий момент времени диктует целый спектр условий, в которых эффективно функционировать можно лишь владея комплексными знаниями, комплексной подготовкой из разных областей знаний и умений. Задача экологического и естественнонаучного образования в рамках экологических и естественнонаучных экспедиций - обеспечить оптимальные условия для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создать внутреннею потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни.
В условиях, когда масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду достигли таких размеров, что под угрозой поставлена жизнь на планете, охрана окружающей среды и рациональное природопользование выходят на передний план и являются важнейшими национальными и межгосударственными задачами, успешное решение которых неразрывно связано с обеспечением высокого уровня образовательной подготовки школьников в данной области.
Большое значение в формировании нового мышления в отношении к природе имеет изучение экологических и естественнонаучных основ природопользования, рассматривающее актуальную проблему постиндустриального развития общества, объективную оценку состояния и оптимизацию использования природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их охраны и воспроизводства.

1.2. Гипотеза проекта.
Средством формирования экологических и естественнонаучных знаний учащихся является единая естественнонаучная картина мира. Принципом создания единых естественнонаучных основ является интеграция естественнонаучных и этнорегиональных экологических знаний школьников. Основой такой интеграции является единство принципов естественнонаучного, национально-регионального и нравственно-экологического образования, где основополагающими считаются:
- фундаментальные закономерности сохранения, направленности процессов в природе и их периодичность (естественнонаучный аспект);
- этнокультуроведческая и этнорегиональная и экологическая компетенции (национально-региональный аспект);
- экологический императив, экологическая ответственность и экологически действенная активная позиция (нравстсвенно-экологический аспект).
Максимально эффективных успехов в экологическом и естественнонаучном образовании, в формировании экологической нравственности учащихся можно достичь при условии последовательной и целенаправленной реализации единства указанных выше основополагающих принципов.

1.3. Цель проекта
Разработка концепции формирования единых естественнонаучных основ и этно-региональных компонентов экологических знаний и нравственности в контексте интеграции естественнонаучных, этно-гуманитарных и региональных социально-экологических знаний в экспедиционных рамках и опытно-эксперимекнтального апробирования предлагаемой концепции.

1.4. Задачи проекта.
Основными задачами при реализации программных мероприятий являются:
- реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного содержания в полевых условиях;
- проведение широкого спектра естественнонаучных исследовательских работ в различных районах Краснодарского края и регионах России;
- освоение основных приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды;
- ознакомление с флорой и фауной заповедных зон Краснодарского края и России;
- пропаганда роли особо охраняемых территорий для сохранения биологического разнообразия;
- обмен опытом учителей России и Краснодарского края.

1.5. Ожидаемые результаты
Успешное прохождение и освоение экологического и естественнонаучного практикума в условиях экспедиции и приобретение при этом соответствующих знаний и навыков будет способствовать повышению уровня подготовки школьников, что позволит им в дальнейшем не только объективно оценивать состояние окружающей природной среды, вред, наносимый ей тем или иным предприятием, но и квалифицированно проводить необходимые природозащитные мероприятия, в том числе обеспечивать выбор наиболее приоритетных и эффективных из них, осуществлять свою гражданскую деятельность с позиций стратегии экологической безопасности.

1.6. Механизм выполнения программы
Дорога цивилизации вымощена консервными банками.
Альберто Маравио
Одной из главных и актуальных задач Российского образования является формирование экологической культуры школьников. Биосфера как единая и очень сложная система изучается многими науками. В недалеком прошлом природу считали не союзником, а неким противником человека, которого надо безжалостно покорять. Осознание того, что мы – люди - существуем на Земле не только ради самих себя, а выполняем определенную биосферную функцию, составляет суть экологической культуры.
Идея экспедиционной экологической и естественнонаучной деятельности не нова. В 2002, 2003, 2004 году участниками конкурса «Учитель года» были проведены межрегиональные экспедиции школьников на Байкал, Северный Урал, в Приазовье. В ходе реализации программы преследуется выполнение следующих задач: реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного содержания в полевых условиях; проведение широкого спектра естественнонаучных исследовательских работ в различных районах; освоение основных приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды; ознакомление с флорой и фауной заповедных зон Краснодарского края и России; пропаганда роли особо охраняемых территорий для сохранения биологического разнообразия; обмен опытом учителей России и Краснодарского края.
Общий замысел экспедиции следующий: каждый учитель привозит с собой группу школьников 5-8 человек и исследовательские программы естественнонаучного и экологического содержания. Форма экспедиции позволяет нам сочетать широкий спектр полевых исследовательских работ и одновременное обучение ребят методикам исследования животного мира, растительного сообщества, полезных ископаемых, радиологическому и гидрологическому мониторингу, климатологическим наблюдениям и многому другому. Вряд ли школьники из северных и центральных регионов России когда-нибудь еще получили бы возможность прожить 10 дней на берегу Ханского озера и Таганрогского залива.
Технология работы экспедиций отработана в предыдущие годы. Всех ребят объединили в 10 рабочих групп. Численность каждой группы 7-9 человек. Состав групп смешанный и по возрасту, и по представительству территорий. Разновозрастная группа – это наша сознательная установка. Такой подход, с одной стороны, нацеливает учителей на создание интегрированных надкурсовых программ, с другой стороны, провоцирует ситуацию взаимообучения в группах. Передача информации от старшего ученика к младшему идет легче, чем от учителя к ученику. Дело в том, что ученик сначала осмысливает информацию на своем уровне, а затем излагает ее младшему в более доступной форме. К тому же происходит обучение с опережением. Для решения поставленной задачи ребята используют не только те знания, которые у них есть, но и осваивают новые. И еще один плюс такого комплектования групп: для выполнения исследовательских заданий учащиеся разного возраста часто используют разные методы. Таким образом, получается своего рода симбиоз педагогических приемов и методов. Каждая рабочая группа последовательно работает с каждым из педагогов. Мы называем это «работой в мастерских». В каждой мастерской – свой мастер (один из учителей) и своя исследовательская программа. А «помещения» для мастерской выбирают самые разные: это может быть участок степной зоны Ейского района, водная гладь залива или моря, сосновый бор или лесополоса. За время экспедиции каждая группа побывала в каждой мастерской и прошла полный учебный цикл. В то же время каждый из учителей отрабатывал свою программу поочередно со всеми группами, но каждый раз на новом объекте.
Можно выделить три основные модели работы экспедиции.

Модель 1. Стационарный лагерь, радиальные выходы в контрольные точки.





















Модель 2. Передвижной лагерь, изучение природных объектов около лагеря.

















Модель 3. Передвижной лагерь, радиальные выходы в контрольные точки.

































Летом детям особенно хочется жить ярко, занимательно, творчески, и экологическая экспедиция может полноценно дать им эти возможности. Экспедиция - форма образовательной деятельности, связанная с выездом в другую местность, проживанием в полевых условиях (палаточном лагере) и выполнением экологического мониторинга, исследовательских этнографических, естественно - научных и иных проектов. Данное мероприятие носит комплексный характер, в единстве решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи: приобретаются навыки жизни и самообеспечения в полевых условиях, исследовательская и обучающая работа в группах, сбор и обработка собственного экспериментального материала, спортивно-оздоровительные мероприятия, организация досуга и быта в экстремальных условиях, культурно-массовая работа.

2.Описание программы
2.1. Предмет разработки.
Нравственное воздействие природы на
любого человека измеряется правдой,
которую она ему открывает.
Р.Эмерсон
Экологическая экспедиция – это знакомство с растительным миром, живыми организмами, законами жизни и взаимосвязями в природе, но не взглядом «эксплуататора и насильника» этих чудес, а взглядом, способным увидеть и понять красоту мира и научную премудрость. Природа притягивает своим величием, неповторимостью, удивительными творениями и величием, глубокой мудростью.
Придя к небольшому озеру, лесочку или бескрайней степи, не думают дети в первую очередь о ее ширине и длине, не строят планов исследования, а оглядываются кругом, стараются увидеть ее красоту, величие, неповторимость. И понимают, что пришли мы сюда как люди – дети природы, а потом уже как исследователи.
Естественнонаучная и экологическая экспедиция школьников носит комплексный характер. Образовательные, воспитательные, развивающие задачи решаются в единстве.
Все участники разбиваются на группы по количеству учителей, приехавших реализовывать свои исследовательские проекты и программы. Состав групп может быть разновозрастной (это особенность экспедиции) и смешанный территориально. Занятия в мастерских проводятся утром и вечером. Таким образом, все участники экспедиции проходят обучение во всех мастерских, на всех природных объектах, у всех преподавателей.
Экспедиция позволяет подойти к решению актуальной проблемы образования – самостоятельного практического применения учащимися полученных в ходе обучения теоретических знаний, их усвоения, введения в актив используемых технологий собственной деятельности. Экспедиция есть форма и способ перевести учащихся в иную реальность, где они вынуждены применять общие схемы и приемы, усвоенные в процессе обучения, в конкретных условиях; где тренируются и усваиваются способы разрешения ситуаций. Полученный фундамент теоретических знаний и методические навыки в условиях экспедиции практически всегда требуют осознания и творческой коррекции.
Принцип проводимых исследований – не навреди. Как высказался великий философ Э.Севрус «Экология – это наука о защите прав окружающей среды от человека». Ребята изучают водоемы, прибрежную растительность, исследуют видовой состав организмов животного планктона, определяют чистоту воздуха по лишайникам, а чистоту водоема по их обитателям. Определяют химический состав минералов и карбонатную жесткость воды. Во время работы в мастерских ребята знакомятся с окружающей природой, выявляют существующие взаимосвязи между элементами природного комплекса. Выполняемые школьниками работы носят поисково-исследовательский, учебный и проектировочный характер. Участники экспедиции осваивают правила сбора данных, фиксации наблюдений, обработки результатов, формулирования выводов, учатся описывать биотопы и закладывать геоботанические площадки. Знания, получаемые при выполнении этих работ, являются основополагающими для ряда других учебных и исследовательских работ.
В конце экспедиции по ее итогам проводится научно-практическая конференция, на которой вместе с преподавателями обобщаются итоги многодневного марафона. В ходе конференции вырабатываются практические рекомендации, ставятся проблемы перед населением и вышестоящими организациями. В ходе подготовки к научно-практической конференции, в выступлениях и дискуссиях участниками приобретаются навыки практического решения современных экологических проблем.
Исследовательские и проектные работы приобщают учащихся к научной деятельности, формируют у них чувство любви и бережного отношения к природе, способствуют развитию экологического мышления, профориентации.
За 10 дней участники экспедиции последовательно бывают на всех природных объектах и работают во всех мастерских. Но наша главная задача - не изучение природы заказников, а знакомство ребят с методиками естественнонаучных и экологических исследований на примере уникального природного материала.


2.2. Программа выполнения работ.
№п/п Название этапа Срокииспол-нения Методы и способырешения Исполни-тель
1 этап. Информационно -поисковый, подготовительно -конструирующий
1 Создание инициативной творческой группы из учителей – предметников Февр.Март 2005г Анализ информа-ции и приглаше-ние к сотрудниче-ству Метод.кабинет
2 Проведение семинаров-практикумов«Экологическое и естественно-научное образование в экспедиционных условиях» Апрель.-Август2005г Подготовка и про-ведение практичес-ких занятий на ба-зе школ. Методка-бинет,СОШ
3 Переподготовка кадров, разработка системы обучения педагогических кадров работников Осень2004 г в течен.года Заяка в ККИДППОКуб.ГУ, договорен-ность с СОШ Методка-бинет
4 Изучение потребности в материально-техническом, лабораторном оборудовании,снаряжения для оборудования лагеря Посто-Янно Анализ по каждойшколе. Метод-кабинет
5 Разработка методических рекомен-даций, проектов по исполь-зованию методических пособий. В те-чениегода Работа в творче-ских и инициа-тивных группах. Творч.группы
6 Создание единой информационной базы по естественнонаучному иэкологическому образованию. Февраль2005г Обобщение материалов Метод.кабинет, ТГ
7 Материально – техническое перео-снащение школ. В теченгода Выполнение заявок Матер.-техн.отд.
8 Разработка экспериментальныхматериалов естественнонаучногосодержания Весна 2005 г Работа в творче-ских и инициа-тивных группах. Творч.группы
2 этап. Основной экспериментальный (формирующий)
1 - Проектирование экологических и естественнонаучных экспедиций Весна2005 г Работа в творче-ских и инициа-тивных группах. Творч.группы
2 Проведение экологических экспедиций С 1.05.2005 г. Экспедиции Инициативная группа
3 Проведение опытно-экспериментальной работы с учащимися в различных округах Ейского района В течение лета Экспедиции Инициативная группа
4 Проведение экологических десантов в районы Краснодарского края В течение лета Экологические десанты Инициативная группа
5 Проведение научно-практическихконференций по итогам работы экспедиции Конец сентября Районные научно-практические конференции Инициативная группа
6 Участие во всероссийскихмежрегиональных экспедициях школьников России июль Межрегиональная экспедиция Фонд поддержки российско-го учительст-ва
7 Участие в краевых и всероссийских научно-практических конференциях В течение учебно-го года Краевые и всероссийские научно-практические конференции Научные общества
8 Подготовка научно-методических сборников по итогам работы экспедиций Февраль-март Работа в творче-ских и инициа-тивных группах. Творч.группы
9 Подготовка методических пособий для Учителей по организации естественнонаучных и экологических экспедиций Февраль-март Работа в творче-ских и инициа-тивных группах. Творч.группы
10 Создание методических пособий на электронных носителях Февраль-март Работа в творче-ских и инициа-тивных группах. Творч.группы
11 Анализ результатов и внесение коррек-тивов Ноябрь- март2006 г. Анализ информа-ции, внесение кор-рективов СОШ, метод.кабинет
3 этап. Аналитический (заключительный)
1 Анализ, систематизация и оформлениепост экспериментальныхматериалов 2006-2007 г Анализ информа-ции, внесение кор-рективов СОШ, метод.кабинет
2 Разработка рекомендаций 2006-2007 Работа в творче-ских и инициа-тивных группах. Творч.группы
3 Опубликование результатов работы 2006-2007 Работа в творче-ских и инициа-тивных группах. Творч.группы
4 Коррекция методов и форм работ, планирование обобщения и распространения опыта 2006-2007 Работа в творче-ских и инициа-тивных группах. Творч.группы

2.3Научная новизна.
Научная новизна проекта состоит в следующем:
- разработан новый подход в экологическом образовании путем интеграции естественнонаучных мировоззренческих аспектов и этно-регионального компонента экологических знаний и нравственности учащихся Ейск ого района;
- разработано комплексное естественнонаучное и этно-региональное содержание экологических знаний и нравственности на основе интеграции знаний естественнонаучных дисциплин, определяющих фундаментальные закономерности природы (физики, химии, биологии и географии);
- определены возможности экологических и естественнонаучных экспедиций, как необходимость и возможность формирования единых естественнонаучных и этно-региональных экологических знаний и нравственности, отражающих специфику конкретного социально-экономического региона и направленных на воспитание экологически грамотной, зрелой личности.

2.4. Теоретическая значимость.
Теоретическая значимость проекта заключается
- в обосновании необходимости комплексного, единого естественнонаучного и этно-регионального подхода в процессе экологического образования на основе знаний фундаментальных закономерностей природы, региональной экологии и принципов природопользования;
- в раскрытии возможностей экологических и естественнонаучных экспедиций;
- обеспечение ориентации содержания экологических знаний на развитие и саморазвитие личности учащегося.

2.5. Практическая значимость.
Практическая значимость проекта заключается в следующем:
- разработка содержания программ различных естественнонаучных и экологических экспедиций с учетом регионального компонента, которые в дальнейшем могут быть адаптированы в различных районах Краснодарского края и России;
- разработка учебно-информационного материала по естественнонаучному экологическому воспитанию, формирующему общенаучные и региональные экологические знания, необходимые для подготовки экологически грамотной личности;
- разработка и внедрение в систему образования предложений и рекомендаций по совершенствованию педагогических функций экологического образования;
- использование авторских учебно-методических изданий «Практические работы по физике для естественнонаучных профилей»;
- разработка форм и методов личностно-ориентированного экологического образования в естественнонаучных и экологических экспедициях, обеспечивающих эффективность экологической подготовки учащихся;
- в возможности использования эмпирического материала исследования и созданного инструментария для решения задач экологического образования в различных районах Краснодарского края и России.
-
2.6 Основные результаты, достижения которых предполагается программой
1) Для учащихся школ:
- смогут, работая в экспедиции, в различных лабораториях и мастерских, вести поиск необходимой информации для решения учебной задачи, знакомиться с различными точками зрения на изучаемую проблему;
- появится возможность обучаться в рамках курсов по учебным предметам естественнонаучного профиля в экологических лагерях;
- получат возможность разрабатывать и создавать экологические проекты, творческие работы;
- реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного содержания в полевых условиях;
- проведение широкого спектра естественнонаучных исследовательских работ в различных районах Краснодарского края и регионах России;
- освоение основных приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды;
- ознакомление с флорой и фауной заповедных зон Краснодарского края и России;
- пропаганда роли особо охраняемых территорий для сохранения биологического разнообразия;
- повышение качество знаний.

2) Для педагогических коллективов:
- приобретут возможность значительно расширить свой кругозор, повысить свою профессиональную квалификацию;
- получат возможность делиться опытом, своими идеями, результатами практической деятельности и уникальными находками с коллегами из различных школ, регионов, стран мира;
- использовать современные подходы в естественнонаучном и экологическом образовании в учебном процессе, с целью повышения качества знаний, активизации познавательной деятельности, развития кругозора у школьников;
- получат возможность разрабатывать презентации учебного материала, естественнонаучные и экологические проекты, создавать веб – ресурсы с целью дальнейшего использования на уроках и во внеурочной деятельности;
- пропаганда роли особо охраняемых территорий для сохранения биологического разнообразия;
- обмен опытом учителей России и Краснодарского края.

3) Для системы образования края:
- разработка принципиально новых образовательных программ в рамках экологических и естественнонаучных экспедиций;
- подготовка кадров, способных осуществить повышение качества образования с использованием современных образовательных технологий в рамках экологических и естественнонаучных экспедиций.



3. Научно – методическое обеспечение программы
Программа обеспечена существующей в настоящее время научно – методической базой и инструментами по созданию проектов экологических и естественнонаучных лагерей, обеспечена программными средствами для автоматического сопровождения экспедиции.
Правовое обеспечение программы представлено в «Законе об авторском праве», «Законе о лицензировании», «Законе о печати».
Программа реализуется в рамках Федеральной и краевой программы «Одаренные дети».

4. Финансово – экономическое обеспечение программы
4.1 Финансирование программы
Финансирование программы осуществляется в рамках Федеральной, краевой и районной программы «Одаренные дети», бюджета Ейского района.
4.2 Расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования.
№ п/п Наименование Стоимость, руб
1 Оборудование для передвижных лабораторий 80000
2 Оборудование для лагеря 20000
3 Туристическое снаряжение, палатки, рюкзаки, спальники и др. 35000
4 Компьютерная техника для экспресс анализов и выпуска полевой газеты 35000

4.3. Расходы на оплату труда.
Оплата труда педагогов, руководителей творческих и инициативных групп, администраций школ производится за счет средств, заложенных в фонд оплаты труда, в смету образовательных учреждений Ейского района. Современные требования к учителю в условиях перехода к новым информационным технологиям предполагают необходимость дальнейшего совершенствования и повышения квалификации педагогических кадров. Для стимулирования оплаты труда необходимо предусматривать доплаты и надбавки из надтарифного фонда, фонда экономии

4.4.Командировочные и служебные расходы.
Примерная смета расходов на участие в межрегиональной экологической экспедиции школьников России с 28.05 – 14.06.05г.
Проезд г. Ейск- г. Майкопа и обратно (14 уч-ся + 2 рук.).
450 х 16 чел. = 7200 руб.
Питание на маршруте
80 х 16 чел. х 7 = 8960 руб.
Суточные в пути 100 х 16 чел. х 2 = 3200руб.

5.Форма представления результатов.
Результаты программы предоставляются в следующих формах:
- отчеты о проделанной работе;
- электронные пособия по проведению естественнонаучного и экологического мониторинга;
- презентации, веб-ресурсы, созданные в ходе реализации данной программы школьниками и учителями с обоснованием их общественной значимости;
- рекомендации по использованию различных экологических и естественнонаучных проектов, критерии отбора качественных программ и проектов, создание каталога образовательных ресурсов и каталога образовательных учебников по этим направлениям;
- методические пособия, разработки, учебные материалы, созданные в ходе реализации программы;
- семинары – практикумы.

6. Литература.
1. А.С.Боголюбов, А.Б.Панков. Простейшая методика геоботанического описания леса. М. Экосистема. 1996 г.
2. Н.Н.Наплекова, Л.Н.Коробова, Б.Н. Тепляков Экология для практических занятий. Новосибирск. НГУ. 1999 г.
3. В.Ф.Малеева. Современные проблемы утилизации мусора. В.Новгород. 2004 г.
4. С.В.Алексеев, Н.В.Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина. Практикум по экологии. М. АО МДС. 1996 г.
5. Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. Пенза. ПГПУ. 1998 г.
6. Л.А.Воробьев. Химический анализ почв. М.МГУ.1998 г.
7. И.И.Степаненко. Лесная типология. М. МНЭПУ. 1998 г.

7. Публикации автора проекта по данной теме .
1. Электронное пособие «Третья межрегиональная экспедиция школьников России. Ейск. 2004 г (копия прилагается)
2. Экспедиция на Северный Урал. Приазовские степи. Июль.2003 г
3. Проверка на прочность. Приазовские степи. Август. 2003 г.
4. Ходили мы походами. Вольная Кубань. Август. 2003г.
5. Практические исследования и наблюдения участников экспедиции. М. Физика в школе. № 5 2004 г (копия прилагается)
6. Едем в экспедицию. Педагогический вестник Кубани. № 3 2003 г. (копия прилагается)
7. Экспедиция школьников России в Приазовье. Приазовские степи. Июль 2004 г.
8. «Пеликаны» в гостях у пеликанов. Мой профсоюз. № 30 2004 г.
9. Уроки экологии на косе Долгой. Вольная Кубань. Июль 2004 г.
10. Макробентос Приазовья. Учительская газета. № 18 2004 г.
11. Педагогический вестник Кубани. № 3 2004 г. (копия прилагается)
12. Физика. Приложение к газете 1 сентября. (копия прилагается)
13. Материалы 3 межрегиональной экологической экспедиции школьников России. Ейск. 2004 г. (копия прилагается)



8. Представление опыта.
Данный опыт работы автором проекта представлялся на следующих различных педагогических и общественных форумах:
1. Конкурс «Учитель года-2003». Москва. Сентябрь 2003 г.
2. Актив межрегионального клуба «Учитель года». Ленинградская область. Январь 2004 г.
3. Фестиваль педагогических идей. Архангельск. Февраль 2004г.
4. Слет Учителей года. Санкт-Петербург. Апрель 2004 г.
5. Слет Учителей года города Майкопа. Майкоп. Май 2004 г.
6. Летняя школа для студентов и школьников под эгидой клуба учителей «Доживем до понедельника» Москва. Август 2004 г.
7. Конкурс «Учитель года –2004» М

Сайт создан в системе uCoz