Проект "Система спортивно-оздоровительной работы, физического развития школьников"

П А С П О Р Т
инновационного проекта «Система спортивно-оздоровительной работы, физического развития в образовательных учреждениях Ейск ого района»


Наименование инновационного проекта:
«Система спортивно-оздоровительной работы, физического развития в образовательных учреждениях Ейск ого района»

Основной разработчик проекта: Управление образования администрации Ейского района

Исполнители основных мероприятий:
- Управление образования администрации Ейского района;
- Комитет по физической культуре и спорту администрации Ейского района;
- Детско-юношеская спортивная школа управления образования администрации Ейского района
- Дошкольно-школьное отделение центральной районной больницы

Цели проекта:
- создание системы спортивно-оздоровительной работы, физического развития школьников в условиях сельской школы;
- создание условий для выявления, развития и поддержки юных спортсменов, создание системы специализированной физической подготовки.

Задачи проекта:
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;
- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;
- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;
- профилактика вредных привычек и правонарушений.

Сроки реализации инновационного проекта: 2004 – 2005 г.г.

Финансовое обеспечение:
-бюджетные средства;
- внебюджетные источники финансирования, включая спонсорские средства, средства, выделяемые попечительскими советами и др.






Ожидаемые конечные результаты.
Реализация программных мероприятий позволит:
- создать систему спортивно-оздоровительной работы и физического развития детей в сельских школах;
- обеспечить высокий уровень физического и спортивного образования детей и юношества; создать условия для приобщения детей к лучшим спортивным традициям России и Кубани;
- усилить организационную работу и обеспечить хорошую подготовку со спортивно одаренными детьми, которым будет оказана государственная поддержка, системный подход и научно-методическое сопровождение процесса формирования творческих и физических способностей детей;
- разработать основы для физического развития детей;
- повысить профессиональное мастерство учителей, работающих по данному направлению; организовать подготовку и переподготовку кадров для работы со спортивно одаренными детьми.

Контроль за исполнением проекта осуществляют:
- Управление образования администрации Ейского района;
- Комитет по физической культуре и спорту администрации Ейского района.

























1. Краткая справка-аннотация к проекту.
1.1. Цели, задачи и актуальность проекта.
Не так давно система физического воспитания учащихся в нашей стране считалась одной из лучших в мире. Венцом этой системы были регулярно проводившиеся спартакиады школьников. О победителях и призерах этих состязаний восторженно отзывалась пресса, в их честь раздавались овации. В то же время «скромно» умалчивалось, что их успехи в меньшей мере связаны с предметом физической культуры в школе. Блестящие результаты советских школьников на спортивных аренах – следствие кропотливой, научно обоснованной работы учреждений дополнительного образования – специализированных детских спортивных школ.
В настоящее время связь ДЮСШ со школой и системность в вопросах организации детского спорта утрачены. Устойчивое представление, что организация детского спорта - дело простое, не требующее особых усилий и затрат, остается до сих пор. Такое отношение привело к тому, что уровень физического состояния, спортивного мастерства, здоровья обучающихся стали угрожающе плохими, а результаты неудовлетворительными.
Каковы же проблемы организации детского спортивного движения в Ейском районе? Наиболее значимая – это отсутствие системного подхода к организации детского спортивно-массового движения.
О слабой материальной базе физической культуры в школе свидетельствует то, что 30% спортивных залов требуют капитального ремонта, в СОШ № 18, НОШ № 34 уроки физкультуры проводятся в приспособленных помещениях, которые не соответствуют санитарным и спортивным нормам. Обеспеченность спортинвентарем и мягким инвентарем от требуемых нормативов - 25%.
Еще одной проблемой является то, что физическую культуру в школах подменяют спортивными тренировками, а это неблагоприятно сказывается на здоровье школьников и ведет к негативному отношению общественности к физическому воспитанию в целом. Но теория спортивной тренировки – пока единственная научно обоснованная теория, способствующая эффективному развитию функциональных возможностей организма человека, и, чтобы физическая культура в школе приобрела тренировочную и соревновательную направленность, в первую очередь необходимо изменить режим и порядок спортивно-оздоровительной работы.
Недостатки программного и методического сопровождения, а также недоработки критериев оценки деятельности учащихся по физической культуре, отсутствие утвержденных стандартов – важные проблемы, без решения которых сложно говорить об уровне физической подготовки школьников.
Таким образом, основная цель данного проекта - это создание целостной системы физического воспитания и спортивно-физической подготовки школьников. Создание в школах спортивных классов (групп), системы, способствующей эффективному развитию функциональных возможностей организма человека.

1.2. Ожидаемые результаты проекта.
Следствием формирования спортивных классов (групп), создания эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, явится совершенствование функциональных возможностей организма, развитие его основных жизнеобеспечивающих систем, воспитание индивидуальных психических черт и способов коллективного общения, правил и норм этического и нравственного поведения.
Для учащихся создаются условия и возможности демонстрировать результаты своего труда, спортивные достижения, усиливать их положительный эффект в формировании интереса к физической куль туре, своему здоровью, организации своего культурного досуга.

1.3. Механизм выполнение проекта.
Для организации системной работы, отражающей интересы общества во всестороннем развитии личности каждого человека, интересы учащихся в развитии культуры тела и физических способностей, двигательной и физической подготовленности на первом этапе необходимо реализовать следующие задачи:
- создать надлежащие условия для организации юношеского спортивного движения в Ейском районе;
- создать в школах мини-общежития для организации эффективной работы по созданию юношеской сборной команды района;
- создать в школах спортивные классы (группы) различной специализированной направленности;
- разработать и реализовать положение о выявлении, поддержке и развитии спортивно одаренных детей, начиная с дошкольного возраста;
- осуществить мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению Проекта;
- обеспечить глубокую дифференциацию по физическому воспитанию с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ по физической культуре и спорту;
- развивать различные направления физической культуры и спорта, в том числе и нетрадиционные, через создание спортивных классов (групп) на базе ОУ;
- создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей спортивно одаренных детей;
- планомерное укрепление материально- технической, спортивной базы образовательных учреждений и ДЮСШ;
- расширить возможности учащихся по участию в краевых, всероссийских, региональных, зональных спортивных мероприятиях, с целью активизации и популяризации спортивного движения юных спортсменов в Ейском районе.






2. Описание проекта.
2.1. Предмет разработки
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого. Дети более чувствительны к факторам внешней среды и хуже переносят физические тренировки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят развитие ребенка.
У детей младшего возраста (7-11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривление позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения. Проанализировав ситуацию, данные диспансеризации, изучив материальную базу образовательных учреждений, пришли к выводу о необходимости создания программы оздоровления детей. Создание групп лечебной физкультуры, специализированных оздоровительных групп для детей с различными заболеваниями, специализированных спортивных групп, профилактических кабинетов, организация правильного питания, фитотерапии и аромотерапии, лечебного массажа и др. – вот основные направления этой программы.
В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно разделить на три вида: активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность, спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти части тесно связаны между собой. Задача школы – осуществлять контроль, направлять и развивать двигательную активность для формирования здорового организма. Системные занятия любым видом спорта, элементарные занятия физкультурой являются панацеей от многих заболеваний.
Для построения системы занятий физкультурой необходимо уроки физкультуры вынести за рамки расписания и сделать их ежедневными или планомерными (через день – 3-4 раза в неделю). Систематическое использование физических упражнений, обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает нервно – психическую деятельность. Правильный подбор двигательных действий, порядок их использования, методические советы и рекомендации по организации занятий окажут существенную помощь людям разного возраста в восстановлении и укреплении здоровья после различных заболеваний. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, нервно-психических заболеваниях, заболеваниях эндокринной системы и обмена веществ, заболеваниях пищеварительной системы, некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата необходимо открытие специальных оздоровительных групп. На занятиях этих групп используются различные формы физических упражнений. Комплексы упражнений выполняются под присмотром специалиста, медицинского сотрудника, в случае необходимости комплексы корректируются. Подборка комплексов опубликована в пособии Л.Д.Назаренко. Оздоровительные основы физических упражнений. М. «Владос» 2003г.

Формы и средства оздоровительной работы в образовательном учреждении.

















Для детей с определенными показателями физической подготовки, формируются классы (группы) спортивной направленности. Режим дня школьников таких классов включает в себя две тренировки: утренняя и вечерняя. Школьники получают двухразовое питание: завтрак и обед, в рацион которого включены мясо, молочные продукты, овощи, фрукты и витаминные соки. Питание осуществляется на базе столовой, за рационом следит медицинская сестра. Расписание уроков таких классов (групп) включают тренировки, динамические паузы, перемены на питание. В субботу проводится двухчасовая тренировка или спортивные соревнования.
Учащиеся спортивных классов (групп) часто вынуждены пропускать занятия из-за соревнований, в связи, с чем снижается качество успеваемости. Эту проблему можно решить через группу продленного дня в спортивном классе (группе). Учащиеся имеют возможность заниматься дополнительно, восполнять пробелы в знаниях, получить помощь в выполнении задания, изучении материала. Воспитатели помогают детям организовать свое время, следят за их здоровьем и дисциплиной.
Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.
По данным Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ, НИИ педиатрии РАН, общая двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину и продолжает снижаться от младших школьников к старшим. Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только пятую-шестую часть суток. Здоровыми являются 15% школьников, 50% имеют отклонения в здоровье и 35% страдают хроническими заболеваниями.
Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Приходится выдерживать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе и за уроками дома, из-за чего почти не остается времени побыть (походить или побегать) на свежем воздухе. Это приводит к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.
Важнейшая задача, стоящая перед учителем, тренерами, родителями, - создать условия, при которых дети школьного возраста смогут заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня и во внеурочное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности.

Формы и средства спортивно-оздоровительной работы.




















1. Утренняя гимнастика или, как еще ее называют, зарядка, представляет собой комплекс физических упражнений, обеспечивающий постепенный переход от сна к бодрствованию. Она необходима для ликвидации застойных явлений после сна, активизации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.
2. Физкультурные минутки и паузы – это кратковременные сеансы физических упражнений, которые проводятся для активного отдыха и поддержания работоспособности. На общеобразовательных уроках в школе и при выполнении домашних учебных заданий у учащихся проявляется три вида утомления: утомление глаз, утомление мышц кисти при письме, общее утомление мышц при длительной статической «сидячей» работе. Упражнения активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, снимают общее утомление.
3. Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
4. Оздоровительный бег всесторонне воздействует на организм (на дыхательную и сердечную деятельность, на костно-мышечный аппарат и психику). Недаром в Древней Греции, колыбели Олимпийских игр, был рожден лозунг: «Если хочешь быть сильным – бегай! Если хочешь быть красивым – бегай! Если хочешь быть умным – бегай!».
5. Оздоровительное плавание является одним из эффективных средств закаливания, профилактики простудных заболеваний. Благодаря плаванию устраняются нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развиваются мышцы. Плавание хорошо воздействует на сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
6. Оздоровительная ходьба способствует гармоническому развитию скелетной мускулатуры, укреплению мышц брюшного пресса, уменьшению жировой ткани. Вовлечение в работу различных групп мышц, ритмичность движений, длительное пребывание на свежем воздухе благотворно сказываются на деятельности систем кровообращения и дыхания.
7. Аэробика – это система физических упражнений, которые выполняются под ритмичную музыку. Аэробика способствует улучшению формы голеней, бедер и ягодиц, оздоровлению дыхательной и сердечно-сосудистой систем, повышению общей выносливости.
8. Стретчинг – это система специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах.
9. Дыхательная гимнастика – это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Существует много систем дыхательной гимнастики: дыхательные упражнения йогов, парадоксальная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой, система дыхания К.П. Бутейко и др.

2.2. Программа выполнения работ.
№№пп Наименование мероприятий Формы и методы исполнения Сроки Ответст-венные
1. Выявление спортивно одаренных детей, создание банка данных Тесты, анализ работы спортивных секций апрель – август 2004 ДЮСШ, СОШ,АДЦ
2. Анализ диспансеризации школьников Данные ДШО Апрель-август 2004 СОШ, ДОУ
3. Анализ материально-технического и кадрового обеспечения, проведение курсов повышения квалификации Аналитические материалы, проведение курсовой переподготовки на базе Ейского педколледжа Апрель-август 2004 РМК,ДЮСШ,РСК,ОУ
4. Создание инициативных творческих групп по разработке программ занятий специализированных оздоровительных групп, групп ЛФК, спортивных классов (групп) Совет РУО Август 2004 г РМК,ДЮСШ, РСК
5. Подготовка учителей физкультуры, тренеров, работающих со спортивно одаренными детьми Семинары, проведение курсовой переподготовки на базе Ейского педколледжа Октябрь РМК, ДЮСШ,РСК
6. Планирование работы кабинетов ЛФК, спортивных залов Заседание творческой группы Ноябрь Школьный отдел, ОУ, ДЮСШ
7. Разработка авторизованных программ Заседание творческой группы Октябрь-ноябрь РМКучителя-предметники
8. Разработка проектов учебных планов, разработка программно- методических материалов Работа временных творческих групп. Октябрь-ноябрь ОУ, РСК
9. Разработка и внедрение программ материально-технического оснащения спортивных залов, кабинетов ЛФК, медицинских кабинетов Совещание, анализ состояния материально-технического оснащения спортивных залов, кабинетов ЛФК 2004-2005 ЦБ РУО,ДЮСШ, РСК
10. Составление плана работы лагеря «Юность»; организация психологической и методической службы Работа творческих групп Сентябрь-октябрь РМК,ДЮСШ,РСК
11. Работа спортивных профильных смен, сборов Обучающие семинары, профильные лагеря 5-10 ноября, 5-10января,22-27марта РМК,ДЮСШ,РСК
12. Районный этап краевых и зональных соревнований, спартакиад Проведение соревнований ноябрь-март РМК, ДЮСШ,РСК
13. Работа спортивного летнего лагеря Обучающие семинары, профильные лагеря июнь-июль РМК, ДЮСШ, РСК
14. Анализ результатов, подведение итогов работы корректировка планов работы Совещание Май-июнь 2005 г РМК, ДЮСШ, РСК



2.3. Основные результаты, достижение которых предполагается проектом.
Для учащихся школ:
- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;
- охват всех учащихся занятиями физической культурой, включая детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями эндокринной системы и обмена веществ, заболеваниями пищеварительной системы, некоторыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;
- изменение отношения к физическому здоровью и занятиям физкультурой;
- профилактика вредных привычек и правонарушений.

Для системы образования края:
- создание на основе полученных результатов классов спортивной направленности в сельских школах;
- дальнейшее развитие сельских школ;

2.4 Инновационный потенциал проекта.
Инновационный потенциал проекта заключен в новом подходе к организации системы оздоровительной, физкультурно-оздоровительной работы в многокомплектных и однокомплектных сельских школах.

3.Научно – методическое обеспечение проекта.
Проект в целом обеспечен существующей в настоящее время научно- методической базой. Содержательной основой учебных программ спортивной направленности, должен стать двухуровневый государственный стандарт общего образования, разрабатываемый в настоящее время.

4. Финансово-экономическое обеспечение проекта.
4.1. Финансирование проекта.
Финансирование проекта осуществляется в рамках бюджета Ейского района, а также внебюджетных средств, включая спонсорскую помощь, средства, выделяемые различными фондами, получаемые от реализации методических материалов, программных и иных материалов, и т.д.

4.2. Расходы на оплату труда.
Оплата труда педагогов, руководителей творческих и инициативных групп, администраций школ производится за счет средств, заложенных в бюджет Ейского района. Новые требования к учителю диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров. Для стимулирования труда педагогов, работающих по новым программам, бюджеты школ предусматривают доплаты и надбавки.

4.3. Командировочные и служебные расходы.
Курсы переподготовки и повышения квалификации учителей и администрации школ в ККИДППО- 1500 руб * 30 чел = 45 000 руб.
Командировочные расходы, связанные с укреплением материально-технической базы, приобретением необходимых учебников и т.д. 1500 руб * 10 = 15000 руб

4.4. Расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования.
№ п/п Наименование Примерная сумма
12345 Учебная литература, программыОборудование спортивных заловОснащение кабинетов ЛФКИздание пособий, брошюр, методических пособийОснащение медицинских кабинетов 15000 руб160000 руб120000 руб10000 руб130000 руб

5. Форма представления результатов.
Результаты проекта предоставляются в следующих формах:
- рекомендации по организации специализированных оздоровительных групп, спортивных классов (групп) различной направленности (плавание, баскетбол, волейбол и др.);
- примерные учебные программы;
- разработка критериев приема в спортивные классы (группы), мониторинг успешности;
- мониторинг учащихся спортивных классов (групп);
- разработки комплексов упражнений для учащихся с различными заболеваниями;
- методические разработки, пособия, учебные материалы.

6. Литература.
1. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. М. 1999 г.
2. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования. М. Владос.1999г.
3. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. Минск. 1987 г.
4. Кузнецов В.С., Г.А. Колодницкий. Физическая культура. М. НЦ ЭНАС 2003 г.
5. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. М. 1991 г.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М. Владос. 2002 г.
7. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. М. 1995 г.
8. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. М. НЦ ЭНАС. 2002 г.

Сайт создан в системе uCoz