Плотность. Урок-эксперимент

Плотность тела. Урок–эксперимент. 7 класс
Цель урока:
1. Образовательная:
А) знакомство с физической величиной «плотность тела»;
Б) продолжение работы по формированию навыков учащихся:
- анализа источников информации;
- экспериментальной работы;
- работы в группе;
В) закрепление знаний и умений:
- по теме «Плотность тела»;
- умение составлять задачи и решать их.
2. Воспитательная:
А) воспитание мировоззренческих понятий:
- причинноследственные связи в окружающем мире;
- познаваемость окружающего мира и человечества.
Б) нравственное воспитание:
- воспитание любви к природе;
- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки;
- воспитание этики групповой работы.
3. Развивающая:
А) развитие навыков и умений:
- классифицировать и обобщать;
- составлять схемы;
- формулировать выводы по изученному материалу.
Б) развитие самостоятельности мышления и интеллекта;
В) развитие грамотной устной речи;
Г) развитие навыков практической работы.

План урока (время урока 45 минут):
1. Организационная часть (1-2 минуты)
2. Активизация мыслительной деятельности. (5 мин)
3. Экспериментальные задачи, решение и обсуждение результатов (до 20 мин)
4. Познавательные страницы (до 1 минуты)
5. Проверка знаний и умений (до 5 мин)
6. Экспериментальные задачи и обсуждение результатов (до 10 мин)
7. Оценивание работы учащихся, обобщение и завершение урока (2-3 мин)

Оборудование урока: 1. Схемы, фотографии
2.Видеофильмы или презентация «Плотность тела»

Оформление доски и класса:
1. Тема урока. Дата.
2. Схемы, фотографии.
3. В кабинете парты расставлены для работы в группах (по 3-4 учащихся в каждой группе)
4. Телевизор (мультимедийный проектор) или компьютер с презентацией и видеороликом.

Подготовительный этап: Объяснение ученикам целей и задач урока. Формирование групп и раздача рабочего материала. Группы формируются по желанию учащихся. Каждая группа имеет компьютер с выходом в интернет и другие источники информации. В течение отведенного времени группа готовит тексты мини-рассказов (докладов), познавательную информацию. При подготовке используются различные источники информации: библиотечные ресурсы, электронные учебники, интернет, видиотека, мультимедийные источники информации. С помощью проектора мини – рассказы иллюстрируются слайдами, схемами, картинками.

Физический словарик.
Плотный – сбитый, сжатый, густой, содержащий много вещества в малом объеме, сплошной, без дыр и щелей. В. Даль
Плотность – свойство вещества, общее свойство тела, густота вещества в данном объеме, выражается числом. В. Даль
Ареометр – от греческого слова araios –рыхлый, жидкий и греческого слова metreo – измерять.
Мензурка от латинского слова mensura – мера, мерка.

Задачи на перевод единиц измерения. Работа фронтальная
1.8 г/см³= 250 см = 5 л =
250 г = 22.8 г/см³ = 280 см² =
450 см³ = 1.2 ц = 4500 г =
3.5 т = 4800 см³ = 2.8 г/см³

Задачи на развитие логического мышления. Работа фронтальная
Задание 1. (для индивидуальной работы) Даны следующие физические величины: время, скорость, плотность, масса, сила, объем, перемещение. Распределите величины по одинаковым свойствам.
Примерный ответ.

Векторные величины Скалярные величины
СкоростьПеремещениеСила ВремяПлотностьМассаОбъем

Задание 6.(для групповой и индивидуальной работы) На парте находятся приборы: линейка, рычажные весы, мензурка, и два тела: медный цилиндр и дубовый брусок правильной формы. Как, используя эти приборы, можно определить массу этих тел? силу тяжести, действующую на эти тела?
Примерный ответ. Определение массы.1.Массу можно определить прямым измерением на рычажных весах. 2.Измерить размеры тел и вычислить объем этих тел. По формуле m = p V (1) вычислить массу. 3.Измерив, объем с помощью мензурки вычислить по формуле (1) массу.

Задание 7. (для групповой и индивидуальной работы) “Найди ошибку”. На рисунках допущены ошибки. Ученики должны их исправить. На рисунках изображены шарики.






Примерный ответ.


Кроссворд. Работа фронтальная.


1
2
3
4
5
6
7


Вопросы.
1. «Маленькая масса».
2. Быстрота движения.
3. Единица перемещения.
4. Явление сохранения скорости тела или его покоя.
5. Величина, которую можно измерить с помощью мензурки.
6. Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах.
7. Прибор для измерения температуры.

Ответы. 1.молекула, 2.скорость, 3. метр, 4. инерция, 5. объем, 6. масса, 7. термометр.

Ключевое слово: «плотность».

Стихи от Любовь Кулагиной
Чтобы плотность получить
На объём – (вместимость)
Надо массу разделить,
Чтоб все получилось.


Таблица для запоминания формул расчета массы, плотности и объема.

Экспериментальные задачи. Работа в группах.
Задание для 1-2 групп
1.Измерение плотности вещества с помощью весов и мензурки.
Приборы и материалы: мензурка, рычажные весы, разновесы, 3-4 тела различной плотности.
Примечание. Для вычисления плотности необходимо с помощью мензурки измерить объем тела, затем измерить массу.

Название тела Объем,V (cм³) Масса,m(г) Плотность,Ρ(г/см³) Плотность,Р(кг/м³)
123

Задание для 3-4 групп.
2. Измерение плотности жидкости с помощью ареометра.
Приборы и материалы: ареометр, 3-4 сосуда с различными жидкостями.
Примечание. Опуская, по очереди ареометр в различные сосуды определите плотности жидкости.

Название жидкости Плотность, Р(г/см³) Плотность, Р(кг/м³)
123

Задание для 5-6 групп
3. Измерение плотности твердых тел правильной формы.
Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела правильной формы, линейка.
Примечание. Измерьте необходимые размеры твердого тела и вычислите его объем. Затем, определите с помощью рычажных весов массу этого тела. По этим данным определите плотность.

Номер опыта Объем тела, см³ Масса, г Плотность, г/см³
123
Объемы твердых тел правильной формы можно рассчитать по формулам: объем параллелепипеда V = abc, объем цилиндра V = S h,
объем шара V = 4 π R³, объем куба V = a³.

Обсуждение результатов проведенных экспериментов

Веселые задачи. Фронтальная работа
1.На первом уроке по теме «Плотность вещества» учитель записывает на доске формулу плотности: ρ= m/V. Возглас из класса:
- Ой! Какой головастик!
Вопрос. А как читается эта формула? Что называется плотностью? От чего зависит плотность вещества?

2.Печальный дядя Боря хотел сам сварить суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости. Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать, 0.001 м³. Масса этой гадости 1кг 200 г. Чему равна плотность этой жидкости? (Г. Остер)
(ответ: 1200 кг/м³)

3.Бабушка недоглядела, и, оставшись в своей колыбельке без присмотра, младенец Кузя слепил из оказавшегося под руками вещества несколько физических тел. Как вычислить плотность таинственного вещества? (Г. Остер)
(ответ: Надо сначала взвесить физические тела и определить их массу. Потом слепить одно кубическое тело и измерить его объем. После этого нужно разделить массу на объем и вымыть руки.)

Проверка знаний и умений. Работа в группах.
Задачи для 1-2 групп.
По произведению Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки "
1.Сначала он ( Пузатый Пацюк ) жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист.
Вопрос. Если объем ведра, которое выпивал Пацюк, 8 литров, то на сколько увеличивалась масса Пацюка, если выпивал он жидкость, плотность которой 900 кг/м3?
Ответ. Масса Пацюка увеличивалась на 7.2 кг.

2....а теперь мешков с углем не подыму. Скоро буду от ветра валиться. Нет, - вскричал он (Вакула), помолчав и ободрившись, что я за баба! Не дам никому смеяться над собою! Хоть десять таких мешков, все подыму.
Вопрос. Какую же массу груза мечтает поднять Вакула, если масса одного мешка полтора пуда? Каков объем этих мешков, если насыпная плотность угля 150 кг/м³?
Ответ. Пуд это 16 кг. Следовательно, Вакула поднимет 240 кг угля
Объем же этого угля будет1.6 м³.

Задачи для 3-4 групп
По произведению А. М. Горького " Макар Чудра"
3.Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей...
Вопрос. Какой объем будет занимать этот кулон?
Ответ. Так как плотность золота 19.32 г/см³, то кулон займет объем 828 см³.

По пословицам и поговоркам.
4.Объем атмосферы обширен, а маса ничтожна. (маса -так на Руси говорили о массе )
Объясните пословицу.
Ответ. Так как плотность воздуха мала, то масса воздуха так же мала. Так масса 1 м3 воздуха при температуре 0" равна всего 1.29 кг.

Задачи для 5-6 групп.
1.Речь пойдет о кроте. Этот маленький слепой зверек с широкими ладошками, вывернутыми наружу, действительно трудяга. Длиной всего 10 - 15 см и весом 100 г, он выносит на поверхность на 1 гектаре березового леса за 1 год до 10 тонн земли. Настоящая миниатюрная землеройная машина .
Какой объем земли перерабатывает крот, если плотность земли 2000 кг/м³?

2.Обычная корова дает в год 3-5 тысяч литров молока, но существуют и рекордсменки, от которых надаивают до 20 тысяч литров. Таких высоких результатов добились от коров голландской породы. А мировой рекорд поставила в 1941 году корова ярославской породы из Вологодской области. За сутки от нее получили 82,15 литра молока .
Определите массу молока, надоенную у рекордсменки из Вологодской области за сутки.

Задание для 1-6 групп.
Средние значения плотностей древесины в кг/м3 абсолютно сухой.

Древесная порода Плотность, кг/м3 Древесная порода Плотность, кг/м3
БальсаБакаут (железное дерево)ДубКедр 110-1201300550350 Красное деревоСосна обыкновеннаяПробковое деревоЧерное дерево 5404001271160
По этим данным составьте задачи.

Обсуждение выполнения работы.

Интересная информация.
Плотность, характеризующзая пять популяций первичных консументов.
Плотность популяций, число особей на 1 м²
Почвенные бактерииМорские веслоногие раки (acartia)Литоральные брюхоногие моллюски (Littorina)Прямокрылые соленых болот (Orchelimum)Полевки (Microtus)Олени (Odocoileus) 10¹²10000200100.010.00001

Экспериментальные задачи. Групповая работа
Задание для 1-3 групп
Определение плотности почвы.
Цель работы: определить, используя мензурку и весы с разновесами плотность почвы.
Приборы и материалы: мензурка, весы, разновесы, 3-4 стеклянных стакана, спиртовка, сито.

Содержание и метод выполнения работы.
Хорошо известно, как быстро впитывается вода в пляжный песок. Впитывается и тут же, как сквозь сито, просачивается вглубь. А вот глина практически не пропускает воду. Недаром из нее делают посуду, причем в глубокой древности, вылепленные из глины сосуды и котлы, даже не обжигали на костре.
Дело в том, что песок представляет собой относительно крупные частицы размером от 0.1 до 3 мм. Из-за своей величины они не могут плотно прилегать друг к другу, между ними остаются пустоты. По ним, как по каналам, вода быстро просачивается вглубь. Мелкие же частицы глины, размеры которых менее 0.01 мм, или пылеватые (размером от 0.01 до 0.1 мм) столь плотно «упакованы» в почвенном смысле, что по капиллярам между ними вода движется с трудом.
Практически ни одна почва не состоит целиком из песка или целиком из глины. В каждой из почв они присутствуют вместе, но в разных соотношениях, например 55% песка и 45 % глины. По этим соотношениям судят о механическом составе почвы. Если в ней преобладают крупные песчаные частицы, говорят о легкой песчаной почве, если много мелких глинистых – от тяжелой глинистой почве. Если доли песка и глины примерно одинаковы, то такие почвы называют суглинистыми. Механический состав почвы очень сильно влияет на ее плодородие. Чем больше в ней содержится песка, тем слабее она удерживает воду. В то же время корни растений лучше снабжаются воздухом, который необходим им для дыхания. Наоборот, чем больше в почве глины, тем сильнее удерживается драгоценная влага, но хуже поступает воздух.
Твердое тело Насыпная плотность, кг/ м³ Твердое тело Насыпная плотность, кг/ м³
Глина- влажная- сухаяТорф сухой 1900-20001400-1600325-410 Песок сухойЗолаНавоз перепревший 1200-1650400-800950-1000

Порядок выполнения работы.
1. Подготовьте исследуемые образцы почвы для работы. Для этого с помощью спиртовки высушите их.
2. С помощью мензурки измерьте объем почвы в плотном состоянии.
3. С помощью весов измерьте массу почвы.
4. Рассчитайте плотность почвы.
5. Повторите измерения 3-4 раза.
6. Рассчитайте среднее значение почвы.
7. Исследуйте все образцы.
8. Результаты занесите в таблицу.
№ образца Масса почвы, кг Объем почвы, м³ Плотность почвы, кг/ м³
1
2
3

9. Сделайте вывод о плотности почвы и ее составе.

Задание для 4-6 групп
Определение содержания крахмала в картофеле в зависимости от его плотности.
Цель работы: По плотности картофеля определить процент содержания крахмала в нем. По процентному содержанию крахмала определить, где целесообразнее использовать данный сорт картофеля.
Приборы и материалы: весы с разновесами, сосуд с отливом, мензурка, клубни картофеля, нитки.
Содержание и метод выполнения работы.
Определение плотности вещества на практике имеет разное назначение. Существует определенная зависимость плотности картофеля от количества содержащихся в нем крахмала и белков. Учитывая характер этой зависимости, по плотности картофеля определяют процентное содержание крахмала в нем. Последнее дает возможность решить вопрос о том, где целесообразнее использовать данный сорт картофеля.
Картофель, содержащий крахмал меньше 20% от массы всего клубня, идет на корм скоту. Картофель с большим содержанием крахмала лучше использовать для технических целей, например для переработки на крахмал и патоку. Почти с такой же крахмальностью нужен картофель и для питания человека.
Порядок выполнения работы.
1. Подготовьте исследуемые клубни картофеля, фломастером пронумеруйте их.
2. Определите массу клубней картофеля.
3. С помощью сосуда с отливом и мензурки, определить объем клубней.
4. Вычислите плотность клубней картофеля.
5. По таблице определить процентное содержание крахмала.
6. Результаты занесите в таблицу.
№ п/п Сорт картофеля (номер исследуемого образца) Масса картофеля кг Объем, м³ Плотность, кг/м³ Процент-ное содержа-ние крахмала
1
2
3
4

7. Сделайте вывод, для каких целей пригоден данный сорт картофеля.
Таблица «Содержание крахмала в зависимости от плотности картофеля»
Плотность, кг/м³ Содержание крахмала, % Плотность, кг/м³ Содержание крахмала, % Плотность, кг/м³ Содержание крахмала, %
10801081108210831084108510861087108810891090109110921093109410951096109710981099110011011102110311041105 13.914.114.314.514.714.915.115.415.615.816.016.216.416.616.917.117.317.517.717.918.218.418.618.819.019.2 110611071108110911101111111211131114111511161117111811191120112111221123112411251126112711281129113011311132 19.419.719.920.120.320.520.720.921.121.421.621.822.022.222.522.722.923.123.323.523.724.024.224.424.624.825.0 113311341135113611371138113911401141114211431144114511461147114811491150115111521153115411551156115711581159 25.225.525.725.926.126.326.526.727.027.227.427.627.828.028.328.528.728.929.129.329.629.830.030.230.430.630.8


Качественные задачи. Фронтальная работа.
1.Железный и свинцовый бруски имеют одинаковую массу. Какой из этих брусков занимает больше объема?
2.Объемы керосина и воды одинаковы. Какой сосуд будет весить больше? Почему?
3.Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяется масса детали? Плотность вещества ? Объем детали ?
4.Масло и воду одинаковой массы наливают в одинаковые сосуды. Какой сосуд будет полнее?
5.Плотность сосны 700 кг/м³. Что означает это число ?
6.Во сколько раз масса золота объемом 1 м³ больше, чем масса такого же объема железа?
7. Объем каких тел больше: 1 кг железных гвоздей или 1 кг ваты?

Подвожу итоги урока. Выставляю оценки отличившимся и наиболее активным ученикам. В качестве домашнего задания прошу провести в домашних или лабораторных условиях (задания индивидуальные) эксперименты и опыты.
Для проведения домашнего эксперимента
Опыт 1 (фронтальный или самостоятельный). Модель ареометра
К концу спички прикрепляется небольшой кусочек пластилина и спичка помещается на поверхность воды. При оптимальной массе пластилина спичка будет плавать в вертикальном положении, не погружаясь полностью в воду. Перенеся спичку с пластилином в сосуд с раствором поваренной соли, можно обнаружить изменение уровня ее погружения. Чтобы спичка не намокала, ее можно покрыть тонким слоем клея.

Опыт 2 (демонстрационный или фронтальный). Вариант опыта с “картезианским водолазом”
Известны несколько вариантов классического опыта с “картезианским водолазом” (опыта Рене Декарта). Традиционно в них в качестве “водолаза” используется небольшая стеклянная пробирка с пробкой, в которой сделано отверстие для доступа воды. В качестве большого сосуда с водой используется большая стеклянная банка, обтянутая сверху упругой пленкой. С появлением пластмассовых баллонов опыт с “картезианским водолазом” можно реализовать более эффектно. И такие предложения уже появились в печати.
При демонстрации этого опыта в качестве самого “водолаза” удобно взять пипетку, а не стеклянную пробирку. В данном случае опыт не потребует никакой подготовки. Нужно только поместить пипетку в воду, чуточку набрать в нее воды легким нажатием на резиновый баллон, закрыть бутылку крышкой. Затем достаточно легко сдавить пальцами бутылку в ее верхней, средней или нижней части. Независимо от места, где на жидкость производится давление, во всех этих случаях наблюдается опускание поплавка. Этим самым экспериментально подтверждается справедливость закона Паскаля. При такой постановке эксперимента познавательный интерес представляет и такой факт. Учащиеся видят, что пипетка совершает движение в направлении перпендикулярном направлению действия силы.
Однажды при демонстрации этого опыта школьница у меня на уроке резонно заметила, что во времена Декарта пластмассовых бутылок не было. Тогда как же Декарт проделал свой опыт? В подобной ситуации можно поступить так: отвернуть крышку с бутылки и надавить на воду сверху подушечкой ладони около большого пальца. В этом случае давление на воду будет осуществляться только сверху. Но и в этом случае это давление можно регулировать с помощью той же ладони.
В рассмотренных вариантах опыта с “картезианским водолазом” руки демонстратора всегда заняты. Избавиться от этого недостатка позволяет прием, описанный в книге “Лекционные демонстрации по физике”. “Сосуд с водой плотно закрывают пробкой, сквозь которую проходит стеклянная трубка. Нижний конец трубки введен внутрь заполненного сосуда, а на верхний конец насажена резиновая трубка длиной 100-120 см. Резиновую трубку заполняют водой. При подъеме резиновой трубки давление внутри жидкости возрастает, что приводит... к опусканию пробирки на дно сосуда. При опускании трубки, наоборот, пробирка всплывает. В данном варианте опыта изменять давление можно весьма плавно; пробирку можно заставить плавать внутри жидкости на любой высоте. В целях удобства на свободный конец резиновой трубки можно надеть стеклянный наконечник.» Этот стеклянный наконечник можно зажать в лапке штатива, освободив, тем самым, руки демонстратора во время опыта.

Опыт 3 (самостоятельный). “Картезианский водолаз” с головками спичек
Для опыта берутся 5 - 7 спичек, от которых лезвием отрезаются (или аккуратно отламываются) головки с небольшой частью древесины. Затем эти головки помещают в стеклянную (или пластмассовую) прозрачную бутылку, предварительно заполненную полностью водой. Возможно, что некоторые обрезки спичек сразу же утонут, так как могло быть оставлено мало древесины при подготовке их к опыту. Другие же останутся на поверхности воды. Затем большим пальцем руки (или подушечкой ладони около большого пальца), перекрыв полностью горлышко бутылки, оказывают давление на воду. Некоторые головки спичек начнут погружаться. Давление на воду можно подобрать так, что головки спичек будут располагаться на нужной для демонстратора глубине. При использовании пластмассовой бутылки, ее нужно плотно закрыть крышкой, а давление на жидкость оказывать посредством нажатия на боковые стенки бутылки.
Суть опыта заключается в следующем. При оказании давления на воду, часть ее проникает в капилляры древесины. Модуль силы тяжести, действующей на спичку, становится больше модуля архимедовой силы, спичка тонет. При равенстве модулей этих сил спичка будет находиться в равновесии внутри жидкости.

Опыт 4 (демонстрационный). Экспериментальное исследование задачи
Во многих задачниках для школы и для поступающих в вузы попадаются задачи, в которых рассматривается такая ситуация. На поверхности воды, налитой в стакан, плавает банка с находящимся в ней металлическим телом (плавает кусок льда с вкрапленным в него кусочком свинца). Что произойдет с уровнем воды в стакане, если металлическое тело перенести из банки в стакан с водой? Что произойдет с уровнем воды, если лед растает?
Данную проблему можно исследовать экспериментально с помощью небольшого пластмассового стакана и какого-либо второго большого сосуда. Внутри пластмассового стакана можно разместить два-три латунных цилиндра, которые имеются в кабинете физики для проведения опытов по калориметрии. В этом случае стакан будет плавать на поверхности воды. Затем один из цилиндров переносится в воду, подвесив его на трех нитях, привязанным к канцелярским скрепкам, которые крепятся на боковых стенках стакана (рис). В этом случае можно убедиться в изменении уровня воды в большом сосуде в меньшую сторону.









Рис. 16.





Данный опыт можно использовать для разговора об ареометрах. Напомним, что применяются в практике ареометры постоянной массы (они наиболее распространены) и ареометры постоянного объема. “К ареометрам постоянной массы относятся денсиметры, шкалы которых градуируются в единицах плотности. При измерениях плотности ареометром постоянного объема…, изменяя массу ареометра, достигают его погружения до определенной метки. Плотность определяется по массе гирь и ареометра и объему вытесненной им жидкости. Ареометр постоянного объема можно использовать для измерения плотности твердых тел”. Ареометр постоянного объема имеет (см. схематический рисунок) метку, показывающую необходимую глубину погружения, а также небольшую тарелку для гирь и исследуемого тела. Иначе говоря, данный вид ареометра – это своеобразные весы. В нашем случае (с пластмассовым стаканом) чашечкой для гирь и тела служит сам стакан.

Опыт 5 (демонстрационный). Плавание картофелины на границе раздела двух жидкостей
Заслуживает внимания разговор о плавании тела на границе двух несмешивающихся жидкостей, плотности которых различны. Важно это хотя бы потому, что удается еще раз подчеркнуть выполнение условия равновесия тела при его плавании. В данном случае условие плавание таково: сила тяжести, действующая на тело, по модулю равна сумме модулей выталкивающих сил, действующих на тело в обеих жидкостях. Простейший опыт, подтверждающий данное условие можно поставить с картофелиной, плавающей на границе раздела раствора поваренной соли и воды.
В стакан с насыщенным раствором поваренной соли опускают небольшую картофелину и наблюдают ее плавание на поверхности раствора. Затем картофелину перемещают в стакан с пресной водой и наблюдают, как она тонет. Далее через воронку, носик которой опущен до дна стакана с пресной водой, осторожно вливают насыщенный раствор поваренной соли. С некоторого момента наблюдают отрыв картофелины от дна стакана и ее плавание на границе раздела двух жидкостей.

Опыт № 6. Определение плотности человеческого тела.
Цель работы: определить, используя ванну и весы плотность человеческого тела.
Приборы и материалы: ванна, весы, 3-4 стеклянные банки разного объема, часы.

Содержание и метод выполнения работы.
Средняя плотность человеческого тела 1036 кг/м³. Для определения плотности человеческого тела необходимо измерить объем тела и его массу.

Порядок выполнения работы.
1. Откройте кран в ванне так, чтобы вода лилась не очень сильно, и поставим наш литровый сосуд под струю. С помощью секундомера или часов, определите, за какое время вода наполнит сосуд доверху.
2. Откройте слив и выпустите воду из ванны. Закройте слив и заметьте время, с которого струя воды начала заполнять пустую ванну. Затем отмечайте фломастером или цветным скотчем на ванне интервалы времени соответствующие заполнению ванны на 1 л. Таким образом, заполните ванну на ¾.
3. Выпустите из ванны воду так, чтобы в ней осталось ровно половина воды.
4. Погрузитесь в ванну и заметьте, как при этом изменился объем воды в ней. Определите объем человеческого тела.
5. С помощью напольных весов определите свою массу.
6. Рассчитайте плотность человеческого тела. Повторите измерения 3-4 раза и вычислите среднее значение плотности человеческого тела.
7. Результаты занесите в таблицу.
№ п/п Масса, кг Объем, м³ Плотность, кг/м³
1
2
3

Сравните плотность человеческого тела с плотностью других тел.

Сайт создан в системе uCoz