Физический поединок

ФИЗИЧЕСКИЙ ПОЕДИНОК.
10 класс.

Этот вечер провожу обычно на Неделе Физики. Он не требует большой подготовки, так как большинство конкурсов - экспромты. Команды заблаговременно готовят лишь эмблемы, название и зашифрованное в рисунке явление или термин.

Цели: 1.образовательная: продолжение работы по формированию навыков учащихся (анализа источников информации, навыков самостоятельного поиска необходимого материала, решения задач), закрепление ранее изученного материала, умение задавать проблемные и фактические вопросы, повторение физических терминов и понятий, привлечение ребят к изучению предмета;
2. Воспитательная: воспитание мировоззренческих понятий (причинноследственных связей в окружающем мире, о познаваемости окружающего мира и человечества), воспитание гуманизма, чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы);
3. Развивающая: развитие самостоятельности мышления и интеллекта, развитие умения формулировать выводы по изученному материалу, развитие грамотной устной речи.

Оборудование: портреты ученых: М. В. Ломоносова, Ш. О. Кулона, М.Фарадея, Г.Ома, готовые комплекты букв и цифр ( для конкурса знатоков формул ), комплект задач.


Если оно зеленое и дергается-
это биология.
Если плохо пахнет -
это химия.
Если не работает -
это физика.

Физика - наука о природе. Физика - наука экспериментальная. Физика - это фундаментальные исследования. Но в изучении физики," как и в спорте, важно участие, а не результат". Сегодня на вечере мы будем говорить о физических явлениях, а значит, и о явлениях природы, об экспериментаторах, а значит, и о людях, делавших историю, о фундаментальных исследованиях, а значит, и о будущей науке и технике.
А начнем мы наше соревнование с блиц – турнира. Команды за 30 секунд будут давать ответы на серьезные вопросы. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде, за каждый правильный ответ команда получает 2 очка. Итак, вопросы!
1. Алмаз и графит не похожи на вид -
Вот так разнолик углерод!
В природе встречается чаще графит,
С алмазом, увы, не везет ...
Графита немало, но редок алмаз ...
А вот почему? Может знает весь класс ?
(ответ :алмаз и графит - это аллотропные формы углерода, алмаз стабилен при высоких давлениях и метастабилен при нормальных условиях, при нагревании до 450 -700º С [в зависимости от размеров] переходит в графит.)
2. На дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит.
" Почему скрипит, скажите,"-
Вам учитель говорит.
(ответ: при ходьбе по снегу кристаллическая структура воды разрушается, при этом образуется характерный звук.)
3. Алюминий ...дырка в баке
Хоть сто тысяч лет паяй,
Оловянная заплата
Не пристанет - так и знай.
Догадайся, почему?
Объясни, и я пойму.
(ответ: олово не смачивает алюминий, то есть молекулы алюминия плохо взаимодействуют с молекулами олова.)
4. Зимним днем расселись гости
Всюду в комнате моей.
Окна быстро запотели.
Почему? Скажи скорей.
( ответ: на окнах конденсируется вода)
5. Чисто волосы ты вымыл,
Обсушить не счел за труд,
А потом провел расческой-
Дыбом волосы встают.
Что так дыбятся они?-
Вы нам быстро объясните.
( ответ: происходит явление электризации )
6. Гальванических покрытий
Нынче множество кругом
Почему для них берутся
Чаще никель или хром?
(ответ: никель и хром используют потому, что эти металлы препятствуют коррозии и имеют свойство облагораживать поверхность [эстетический вид].)

Конкурс «Теоретиков». В этом конкурсе командам раздаются квадратные карточки с набором знаков и символов, цифр и букв. А на табло появляются четыре портрета ученых ( М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.Ома, Д.Менделеева). Командам в течение 3 минут необходимо составить формулы и прочитать получившиеся законы. За правильно выполненное задание команда получает 2 очка.

m F I p =
K V = I q1
= R 4 r² t
R m = T π
q2 R M εε0 ε



(ответ: закон Фарадея m = k I t , закон Кулона: F = q1 q2 / 4π εε0 r², закон Ома для полной цепи: I = ε /( R + r ) , закон Менделеева –Клайперона: p V = m / M R T .)

Как притягивается положительный заряд к отрицательному, так и физика притягивается к нам. Ведь, чтобы ознакомиться с окружающей средой, с природой, нам в первую очередь надо изучить физику. Мы переходим к третьему конкурсу, который называется "Цветик- семицветик". В этом конкурсе командам предлагается решить задачи, связанные с природой, с биологией.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Федор Тютчев.

( задачи написаны на лепестках цветика - семицветика, как только задача решена командой, они отрывают лепесток и относят жюри.) За каждое правильно выполненное задание команда получает 2 очка. На этот конкурс отводится 4 минуты.
Примерные задачи:
1 .Электрическое сопротивление человеческого тела определяется в основном сопротивлением поверхностного рогового слоя кожи (эпидермиса), в зависимости от состояния кожи, пути тока и электрического напряжения сопротивление тела человека изменяется в различных пределах. Так, при прохождении тока от плеча к ноге, сопротивление тела составляет 1.1 кОм при напряжении 220 В. Определите силу тока.
(ответ: 0.1 А)
2.Общая длина кровеносных капилляров в организме человека примерно 100 тыс .км .Через них за минуту проходит около 9 литров крови . Благодаря этому каждая клетка через тканевую жидкость снабжается необходимыми питательными веществами и кислородом . А как вы думаете, смачивает ли кровь стенки капилляров?
( ответ: не смачивает )
3.В самые сухие и жаркие дни пчелы на верхних стенках в улье развешивают капельки воды. Каково их назначение?
(ответ: при испарении воды температура в улье понижается, а влажность воздуха повышается .)
4.В ясный весенний день температура воздуха 12 ºС, относительная влажность воздуха 70 %. Будет ли ночью заморозок?
(ответ: заморозка не будет, так как точка росы лежит выше 0ºС )
5.Скажите, молекулы каких газов проникают в организм быстрее: угарного газа, углекислого газа, кислорода или радона?
( ответ : скорость проникновения молекул газа в организм зависит от массы и скорости молекул , быстрее всего в организм проникает угарный газ, так как масса его молекул меньше молекул газов, приведенных в задаче, а скорость больше, затем кислород, углекислый газ, радон [ в порядке убывания ])
6.По произведению М.Горького " Старуха Изергиль."
И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы ...
Объясните образование молнии.
( ответ: молния - это газовый разряд [ электрический ток в газе ] )
7.По произведению А.Солженицына " В круге первом ".
Теперь Иван сидел и выдувал удивительные по своей форме, каждый раз новые, электронно-лучевые трубки.
Где применяется и как устроена электронно-лучевая трубка?
(ответ: электронно - лучевые трубки применяются в качестве экранов в телевизорах и дисплеях, осциллографах. Состоят из стеклянного баллона, в котором помещены электроды [ анод, катод], две пары отклоняющих пластин [ вертикально и горизонтально отклоняющие электронный луч], фокусирующие цилиндры , из этого баллона откачан воздух, а экран покрыт кристаллами, которые светятся при взаимодействии с электронным пучком.)

Клод Леви - Стросс, французский антрополог сказал: "Ученый - это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы". В следующем конкурсе мы поговорим с вами о классиках физической науки. Вам будут предложены факты из биографий некоторых ученых, в которых имена ученых будут зашифрованы буквой Х. Команда, которая
первая даст правильный ответ получает 2 очка.

1.Родился Х 19 ноября 1711 года в семье крестьянина - помора в деревушке недалеко от Архангельска. Х с детства стремился к знаниям. Он учился в первых русских высших учебных заведениях. Диапазон научных интересов Х был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Рихманом он изучал атмосферное электричество, имеет заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики. Центральное место в творчестве Х занимают его работы в области атомистики и кинетической теории. Все труды по физике и химии, представленные в то время в Академию, были достойными.
( Х = Михайло Васильевич Ломоносов)

2.Вопрос о том, как взаимодействуют наэлектризованные тела, интересовал ученых издавна. Но честь обоснования этого закона принадлежит этому инженеру и физику. Х родился 14 июля 1736 года во Франции. Важнейшим результатом работы по внешнему трению стало оформление закона Fтр = k N. Основой в работе по электричеству и магнетизму стал прибор - крутильные весы . В честь этого ученого названа единица количества электричества .
( Х = Шарль Огюстен Кулон )

3.Х родился 22 сентября 1791 года в Лондоне в семье кузнеца. Только благодаря счастливой случайности любознательный юноша попадает в поле зрения известного химика Х.Деви. В 1821 году Х сделал первое открытие в области электромагнетизма. На основе огромного собранного экспериментального материала Х доказал тождественность различных видов электричества. Обнаруженные Х законы электролиза были свидетельствами дискретности электрического заряда. В честь этого великого ученого названа единица электроемкости.
( Х = Майкл Фарадей )

4.Создание А.Вольтой первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований. Важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей был сделан немецким физиком Х. Он родился 16 марта 1789 года в семье слесаря. Свою научную деятельность он начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Только в 1825 году Х решился представить научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил " Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят контактное электричество". Сейчас это сообщение мы называем законом Х. В честь этого ученого названа единица сопротивления.
( Х = Георг Ом )

В следующем конкурсе, который мы назвали "Нарисованное явление", команды представляют для своих соперников рисунок с физическим явлением. Конкурсанты в течение минуты должны дать ответ, какое явление нарисовано, и объяснить физический смысл этого явления. За каждый правильный ответ команда получает 4 очка, за оригинальный рисунок команда может заработать еще 2 очка.

Заключает наш поединок конкурс " Блиц ", для этого конкурса кто-нибудь из болельщиков называет любую букву, например " Р " . Команды должны написать и объяснить физический смысл терминов начинающихся на букву " Р " . За каждый термин команда получает по одному очку.
Примеры :
Работа механическая ( физическая скалярная величина, равная скалярному произведению векторов силы и перемещения ).
Резистор ( элемент электрической цепи, обладающий сопротивлением ).
Разряд ( электрический ток в газах ). И так далее ...
Можно усложнить конкурс, то есть называть термины только по определенному разделу физики, например " МКТ. Термодинамика."

Как говорил французский писатель Мишель Монтень,"Нужно много знать, чтобы понять, что мало знаешь. Но как правило, те, кто знают мало, думают, что знают много. И только люди знающие способны реально оценить уровень своего интеллекта." Сегодня мы с вами открыли еще одну страницу неизвестной загадочной физики . Жюри подводит последние итоги, но мое мнение таково, что сегодня есть победитель и этот победитель - ФИЗИКА. Все, что нам дает знание физики - это полезно для жизни

Используемая литература:
1. Г.М.Галин, С.Р.Филонович. Классики физической науки. Москва "Высшая школа" 1989 г.
2.Б.М.Яворский, С.М.Тихомирова. Физика -10 .Москва "Школа-Пресс" 1997 г.


Интеллектуальная игра.
КУБОК ШКОЛЫ ПО ФИЗИКЕ.
( среди сборных команд учеников 9-11 класс, учителей и родителей )

Цели: 1.образовательная: продолжение работы по формированию навыков учащихся (анализа источников информации, навыков самостоятельного поиска необходимого материала, решения задач), закрепление ранее изученного материала, умение задавать проблемные и фактические вопросы, повторение физических терминов и понятий, привлечение ребят к изучению предмета;
2. Воспитательная: воспитание мировоззренческих понятий (причинноследственных связей в окружающем мире, о познаваемости окружающего мира и человечества), воспитание гуманизма, чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы);
3. Развивающая: развитие самостоятельности мышления и интеллекта, составление схем и плана-конспекта урока, развитие умения формулировать выводы по изученному материалу, развитие грамотной устной речи.

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на первом в жизни школы состязании на Кубок школы по Физике. Сегодня у нас будут встречаться не совсем обычные команды, команды, которые так или иначе связаны со школой, а значит и с физикой. Не будем долго утомлять вас монологами, а лучше пригласим команды за игровые столы. Итак, приветствуйте сборную команду учеников 9-11 классов "Эврика", сборную команду учителей "Синхрофазотрон" и команду наших многоуважаемых родителей "Шунты". Наши соревнования пройдут в несколько этапов. И по итогам всех этапов мы выявим с вами победителя, который и получит Кубок школы.
1 этап.
Команды получают следующее задание. Ведущий читает вопросы, а командам необходимо заполнить карточки и получить зашифрованную фразу. На каждый вопрос отводится по 30 секунд .
Т 1. С помощью этого вида теплопередачи происходит передача энергии в жидкостях и газах. 2.Частица, которая носит минимальный отрицательный заряд. 3.Великий английский ученый, о нем известно каждому школьнику и взрослому. 4.Физическая величина, которую обожают гонщики. 5.Мельчайшая частица вещества. 6.Явление, которое наблюдается не только на космических кораблях, но и у учащихся, которые получили 5 на экзамене. 7.Явление, при котором оценка "2", меняет свою форму на "5".8.Единица измерения массы.9.Одно из состояний вещества.10.Явление, используемое при засолке огурцов и помидоров. 11."Не думай о... свысока..." Единица времени. 12.То, что постоянно измеряют ученики, которые не хотят идти в школу. 13." Изменения в природе происходят год от года ..." А как называется физическая величина, характеризующая изменение скорости?14.Как называется тепловой процесс, с помощью, которого объясняют такие природные явления, как дождь, роса, иней.15.Какой тепловой процесс мы используем, чтобы из куска свинца получить очень много дроби .
1
2
3
4
5

6

7
8
9
10
11
12

13
14
15




(ответы: 1. конвекция, 2. электрон, 3. Ньютон, 4.скорость, 5.молекула, 6.невесомость, 7.деформация, 8. килограмм, 9. газ, 10.диффузия, 11.секунда, 12.температура, 13.ускорение, 14.конденсация, 15. плавление. Зашифрованная фраза : " Только в физике соль.")

За каждое правильно записанное слово команда получает по 1 балу. Если команда также написала фразу, то добавляется еще 5 балов.



2 этап.
Ведущий. Пока экспертная группа подводит итоги, мы переходим ко второму этапу нашего турнира за Кубок школы по физике. Мы, для проведения этого конкурса пригласили известнейшего изобретателя и математика Древней Греции. А вот кого, попробуйте догадаться по следующей биографической записке. "...Философские рассуждения, догадки, а часто и домыслы в трудах греческих философов постепенно уступали место доказательным методам математики. Широкое развитие военной и строительной техники делало мышление ученых более прагматичным. Отмеченные особенности науки эллистинской эпохи были присущи творчеству ... этого ученого, одного из основателей статики и гидростатики. О его жизни известно не много, но его имя и творчество овеяны многочисленными легендами."
Итак, приветствуйте знаменитого Архимеда .
Архимед. Дорогие и уважаемые игроки и гости этого вечера, меня попросили провести с вами конкурс. Я недолго думал и решил, что коль мои открытия и законы известны каждому семикласснику, то вы легко их мне назовете. Но не сразу, а после того, как я вам покажу предмет, который тесно связан с открытием этого закона. Команда, которая первой поднимет руку и правильно прочтет мне закон получит за это 3 балла. (Архимед достает из под ширмы ванну, конечно детскую)
(ответ: на всякое тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила Архимеда (выталкивающая сила ), равная весу жидкости в объеме этого тела .)
Архимед достает рычаг с грузами, находящимися в равновесии.
(ответ: необходимо, чтобы сумма моментов всех сил относительно любой оси была равна нулю или рычаг находится в равновесии тогда, когда силы , действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил .)
Архимед. Хорошо ли вы знаете законы, которые так давно я описал в своих " О равновесии плоских фигур " и " О плавающих телах ", а теперь попробуйте решить такую задачу, используя приборы, которые были известны в мою эпоху. Определите плотность человеческого тела. (ответ: для этого необходимо узнать объем человеческого тела, для этого нужно погрузиться в ванну, предварительно нанеся шкалу объема жидкости на ее стены. А затем нужно определить массу человека и по формуле p = m / V , вычислить плотность. Именно такой способ измерения плотности Архимед использовал при решении задачи о короне царя Герона .)

Ведущий. Спасибо за интересные задания нашему дорогому гостю, а теперь сложная задача предстоит нашему жюри при подведении итогов двух этапов Кубка школы по физике. А пока жюри совещается, на наш вечер пожаловал известный уже вам маг и волшебник со своими опытами и экспериментами.
Волшебник. Я вновь вам покажу несколько, на мой взгляд, интересных опытов, а вы будьте добры, дорогие зрители, попробуйте объяснить их.
1 опыт. Этот опыт вам знаком, и вы легко объясните его. Берется стакан с водой и листок бумаги. Стакан закрывается этим листком и резко переворачивается. Листок, как приклеенный, держится на стакане, а вода не выливается. (ответ: вода удерживается атмосферным давлением.)
2 опыт. На веревочке закреплены несколько подвешенных на нити грузов, причем длина нитей только двух грузов одинакова, остальные имеют различную длину . При отклонении от положения равновесия одного из грузов, все грузы начинают колебательное движение, но максимальных колебаний достигает только тот груз , длина нити которого совпадает с длиной нити груза , который отклоняли от положения равновесия.
(ответ: это происходит вследствие явления резонанса.)
3 опыт. Шарики разрядника отводят на такое расстояние, чтобы искра не наблюдалась. Но как только между шариками возникает пламя свечи проскакивает искра.
( ответ: при нагревании воздух ионизируется , а искра - это кратковременный ток .)

3 этап.
Ведущий. Жюри оглашает итоги первых двух этапов. (экспертная группа доводит до зрителей и команд итоги конкурсов ) А теперь мы проверим, как наши команды знают физические приборы. Для каждой команды приготовлены приборы, необходимо сказать, как называется прибор и для измерение чего он предназначен.
1 комплект. Амперметр ( для измерения силы тока )
Барометр (для измерения атмосферного давления)
Линейка (для измерения линейных размеров)
Ареометр (для измерения плотности)
Транспортир (для измерения углов)
2 комплект. Вольтметр ( для измерения напряжения )
Динамометр (для измерения силы)
Мензурка (для измерения объема)
Жидкостный манометр (для измерения давления)
Штангенциркуль (для измерения длины тел, диаметров ша-
ров и цилиндров)
3 комплект. Манометр (для измерения давления)
Омметр (для измерения сопротивления)
Термометр (для измерения температуры)
Весы (для измерения массы)
Миллиамперметр (для измерения силы тока)

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если команда ответить не может, то вопрос переходит к зрителям. Экспертная группа подводит итоги проводится викторина со зрителями. Викторина заключается в следующем: на доске помещается несколько портретов ученых и формулы законов или имеющие связь с этими учеными, например
И.Ньютон F12 = - F21 Д.Менделеев р * V = m/M * R * T
Р.Гук F = - k l Ш. Кулон F = k * q1 * q2 / r2
Г.Ом I = U / R А.-М.Ампер F = B * I * l * sin a
Все это помещается вразброс, болельщикам необходимо найти пару и прочитать закон или формулу.
4 этап.
Перед этим этапом жюри подводит итог первых 3 конкурсов. Ведущий сообщает, что этот этап заключительный, но очень важный, так как лидер может растерять все очки, а аутсайдер может догнать и перегнать лидеров. Этап называется "Кто быстрей ответит на вопрос".
Этот этап можно разбить на два конкурса.
1. Командам предлагается назвать лауреатов Нобелевской премии по физике из России и Советского Союза, за каждую правильно названную фамилию команда получает 2 очка , а если команда может ответить, за что дана эта премия , то добавляется еще 2 очка.
ответ: 1958 г. Черенков П.А. ,Франк И.М. , Тамм И.Е. - за открытие и объяснения эффекта Вавилова - Черенкова .
1962 г. Ландау Л.Д. - за пионерскую теорию конденсированных сред.
1964 г. Басов Н.Г. , Прохоров А.М. - за фундаментальные исследования в области квантовой электроники, создание мазера .
1978 г. Капица П.Л. - за открытие и основополагающие изобретения в области физики низких температур.
2000 г. Ж.Алферов за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной связи и оптоэлектроники
2003 г. А.Абрикосов и В.Гинзбург – за теорию одной из форм сверхпроводимости
2 . Вопросы:
1) Что с латинского языка означает слово вакуум? ( ответ: пустота )
2) Вы бросаете мяч вертикально вверх, и ловите его. Чье перемещение больше, ваше или мяча? (ответ: перемещения в данном случае будут одинаковы)
3) Вы бьете кулаком о стену. Почему же вашей руке бывает больно ?
(ответ: согласно 3 закону Ньютона стена действует на вашу руку с такой же по модулю силой, что и вы действуете на стену)
4) Где тело весит больше: на полюсе или на экваторе? (ответ: на полюсе )
5) Где масса тела больше: на полюсе или на экваторе? (ответ: масса тела не изменяется от места расположения)
6) Вас попросили 6 часов подержать 20 кг кирпичей. Какую работу вы при этом совершаете? (ответ: ваша работа с физической точки зрения, хотя вы и устали за эти 6 часов, равна 0)
7) Справедлив ли закон Архимеда в искусственном спутнике Земли?
(ответ: нет, если спутник находится на орбите, и выполняется, если он находится на стартовой площадке )
8) Как мы знаем, вода в обычных условиях кипит при температуре 100°С, а можно ли вскипятить воду при 40 °С? (ответ: да, для этого необходимо понизить атмосферное давление)
9) Для того, чтобы охладить какие - либо продукты питания, мы помещаем их в холодильник. А можно ли охладить воздух в комнате, открыв дверку холодильника? (ответ: воздух в комнате только нагреется, лучше всего просто выключить холодильник, конечно воздух не охладится, но и не нагреется)
10) Как известно любое тело, температура которого выше окружающей среды, излучает энергию. Почему же мы не видим эти тела ночью? (ответ: наш глаз воспринимает только видимую часть спектра излучения, а тела излучают инфракрасные лучи, которые для нашего глаза остаются невидимыми)
11) Свет - это электромагнитная волна. Звук - это тоже волна. Является ли звук электромагнитной волной? (ответ: нет )
12) Слово линза произошло от немецкого слова linse . Что означает это слово в переводе с немецкого языка? (ответ: чечевица)
13) Можно ли наблюдать интерференционную картину от двух лампочек, которые находятся на близком расстоянии? (ответ: нет )
14) Вы космонавт, который только что вернулся из полета, встречаете старичка и из разговора с ним мы понимаем, что это ваш брат близнец. Но вы - то выглядите молодо! Как вы можете это объяснить?
(ответ: это общий результат специальной теории относительности, который часто называют замедлением времени)

После этого экспертная группа подводит итог и вручает победителю Кубок. Для победителя звучит музыкальная композиция.

Сайт создан в системе uCoz