Развернутое планирование. 9 класс

ПРЕДИСЛОВИЕ. 3
ТЕМА 1. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ. (27 Ч+ 15Ч) 4
УРОК 1. МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА. СИСТЕМА ОТСЧЕТА. 4
УРОК 2. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ. 7
УРОК 3-4.ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРИ ПРЯМОЛИНЕЙНОМ РАВНОМЕРНОМ ДВИЖЕНИИ. 14
УРОКИ 5-6. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 17
УРОК 7. ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОУСКОРЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ. УСКОРЕНИЕ. 22
УРОК 8. СКОРОСТЬ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО РАВНОУСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ. ГРАФИК СКОРОСТИ. 24
УРОК 9-10. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРИ ПРЯМОЛИНЕЙНОМ РАВНОУСКОРЕННОМ
ДВИЖЕНИИ. 25
УРОК 11. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИССЛЕДОВАНИЕ РАВНОУСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ БЕЗ НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТИ». 26
УРОК 12. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 27
УРОК 13. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. 28
УРОК 14. ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОТСЧЕТА. ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА. 30
УРОК 15. ВТОРОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА. 32
УРОК 16. ТРЕТИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА. 34
УРОК 17-18. СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ВЕРТИКАЛЬНО ВВЕРХ. 36
УРОК 19. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 40
УРОК 20-21*. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ГОРИЗОНТАЛЬНО ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. 42
УРОК 22. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 44
УРОК 23. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИССЛЕДОВАНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ». 46
УРОК 24. ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ. 47
УРОК 25. УСКОРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ НА ЗЕМЛЕ И ДРУГИХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛАХ. 49
УРОК 26*. ОТКРЫТИЕ ПЛАНЕТ НЕПТУН И ПЛУТОН. 56
УРОК 27-28*. СИЛА ТРЕНИЯ. 58
УРОК 29. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 63
УРОК 30-31*. СИЛА УПРУГОСТИ. 65
УРОК 32. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 69
УРОК33-34. КРИВОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ С ПОСТОЯННОЙ ПО МОДУЛЮ СКОРОСТЬЮ. 72
УРОК 35. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (НА ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ). 79
УРОК 36. ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ. 83
УРОК 37. ИМПУЛЬС ТЕЛА. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. 86
УРОК 38. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 90
УРОК 39. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ. РАКЕТЫ. 92
УРОК 40. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 94
УРОК 41. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА. МЕХАНИКА И ЧЕЛОВЕК. 96
УРОК 42. КОНТРОЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ. 100
ТЕМА 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК.
(11 Ч + 4Ч) 101
УРОК 43. КОЛЕБАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. СВОБОДНЫЕ КОЛЕБАНИЯ. КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. МАЯТНИК. 101
УРОК 44-45. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. 104
УРОК 46. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПЕРИОДА И ЧАСТОТЫ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА ОТ ЕГО ДЛИНЫ». 109
УРОК 47*. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПЕРИОДА И ЧАСТОТЫ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА ОТ МАССЫ И КОЭФФИЦИЕНТА ЖЕСТКОСТИ». 110
УРОК 48-49. ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ ПРИ КОЛЕБАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ. ЗАТУХАЮЩИЕ КОЛЕБАНИЯ. ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ. РЕЗОНАНС. 111
УРОК 50. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ В СРЕДЕ. ВОЛНЫ. ПРОДОЛЬНЫЕ И ПОПЕРЕЧНЫЕ ВОЛНЫ. 114
УРОК 51. ДЛИНА ВОЛНЫ. СКОРОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВОЛНЫ. 117
УРОК 52-53. ИСТОЧНИКИ ЗВУКА. ЗВУКОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ. ВЫСОТА И ТЕМБР ЗВУКА. ГРОМКОСТЬ ЗВУКА. 120
УРОК 54. ОТРАЖЕНИЕ ЗВУКА. ЭХО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 125
УРОК 55-56*. УЛЬТРАЗВУК И ИНФРАЗВУК. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ И ДИФРАКЦИЯ
ЗВУКА. 132
УРОК 57*. ЗВУК В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. 136
УРОК 57. КОНТРОЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ. 139
ТЕМА 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ. (12 Ч+ 4 Ч) 141
УРОК 58. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ И ЕГО ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. 141
УРОК 59. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ. 144
УРОК 60. ИНДУКЦИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ. 150
УРОК 61. МАГНИТНЫЙ ПОТОК. ПОСТОЯННЫЕ МАГНИТЫ. 152
УРОК 62. ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ. 157
УРОК 63. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ». 161
УРОК 64. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА. 163
УРОК 65. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ. 164
УРОК 66. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ. ПРИМЕНЕНИЕ. 166
УРОК 67. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. 172
УРОК68.ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПРИРОДА СВЕТА. 182
УРОК 69. ЯВЛЕНИЯ ОТРАЖЕНИЯ И ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА 188
УРОК 70*. В МИРЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА 193
УРОК 71*. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ И ДИФРАКЦИЯ СВЕТА. 208
УРОК 72. ДИСПЕРСИЯ И ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА. 213
УРОК 73. КОНТРОЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ. 220
ТЕМА 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР. (14 Ч+4 Ч) 222
УРОК 74.РАДИОАКТИВНОСТЬ. 222
УРОК 75. МОДЕЛИ АТОМОВ. 225
УРОК 76-77. РАДИОАКТИВНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ АТОМНЫХ ЯДЕР. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 227
УРОК 78. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧАСТИЦ. 229
УРОК 79-80. ОТКРЫТИЕ ПРОТОНА И НЕЙТРОНА. СОСТАВ АТОМНОГО ЯДРА. МАССОВОЕ ЧИСЛО. ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ. ИЗОТОПЫ. 233
УРОК 81-82. АЛЬФА-, БЕТА- РАСПАД, ГАММА- ИЗЛУЧЕНИЕ. ЭНЕРГИЯ СВЯЗИ. ДЕФЕКТ МАСС 235
УРОК 83. ДЕЛЕНИЯ ЯДЕР УРАНА. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ. 237
УРОК 84-85. ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА. 239
УРОК 86. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ. 244
УРОК 87. ТЕРМОЯДЕРНАЯ РЕАКЦИЯ. 248
УРОК 88*. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ И АНТИЧАСТИЦЫ. 250
УРОК 89.ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА. 252
УРОК 90. КОНТРОЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ. 253
УРОК 91-100. ПРАКТИКУМ. 253
ИЗУЧЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ТЕЛ ПОД ДЕЙСТВИЕМ НЕСКОЛЬКИХ СИЛ. 253
ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА С ПОМОЩЬЮ ВЕСОВ И ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА. 254
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ДАЛЬНОСТИ ПОЛЕТА ТЕЛА ОТ УГЛА БРОСАНИЯ. 255
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕКОВ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ ПО ГОТОВЫМ ФОТОГРАФИЯМ. 256
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ. 257
ЛИТЕРАТУРА. 258
Предисловие.

Цель пособия – помочь школьному учителю разнообразить уроки физики, сделать их интересными, увлекательными, активизировать познавательную деятельность учеников. Задачи для любителей литературы, биологии, географии, истории помогут увидеть физические законы и явления в простых бытовых случаях, что позволит ученику разобраться в сложных физических законах.
Словарики к каждой теме познакомят школьников с происхождением физических терминов.
Знания по истории физики – неотъемлемая часть общего физического образования. Краткие экскурсы, исторические факты, биографические описания, ознакомление школьников с оригинальными работами физиков позволят учителю показать глубину и оригинальность мышления ученых прошлого, понять историческую значимость их работ.
Одна из актуальных задач обучения на современном этапе – формирование умения приобретать и пополнять знания. В пособии рассмотрены физические эксперименты, которые можно использовать как фронтальные, а также при групповой и индивидуальной работе.
Установление связей между физикой и биологией, географией, экологией, историей дает учителю возможность представить школьникам целостную картину мира, показать многообразие свойств живой и неживой природы.
В последние годы особенно отчетливо наметилась тенденция профильного обучения: во многих школах стали появляться классы или учебные группы технического, физико-математического, химико-биологического, гуманитарного и других направлений. При преподавании физики в этих классах необходимо строить учебный процесс так, чтобы максимально эффективно использовать возможности профильного обучения.
В гуманитарных классах на занятиях по физике можно и нужно использовать примеры из художественной и научно-популярной литературы или фольклора, иллюстрирующие физическое явление, историческую обстановку и т. п.
Можно использовать литературный материал для составления как качественных, так и количественных задач.
Характерным для современного мира является взаимное проникновение отдельных наук. Физические методы широко используются в производстве, в быту, во многих научных отраслях. Возникли комплексные науки: биофизика, бионика, геофизика, физическая химия, космическая биология и др. Важной задачей на уроках физики становится ознакомление школьников с развитием современной науки, с ее достижениями.
Содержащиеся в пособии задачи и короткие справки по физике с элементами биологии, географии, экологии, истории могут использоваться учителем физики на уроках и во внеурочной деятельности, а также учащимися при подготовке к уроку, написании доклада и т. д.
Материалы пособия, соответствующие действующим школьным программам, могут использоваться на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при изложении, закреплении нового материала, в качестве коротких сообщений по теме, занимательных задач, при составлении задач школьниками. Данное пособие составлено в соответствие с программой и учебником «Физика. 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М Гутник», но может быть адаптирована к другим учебникам и программам, например к учебнику Э.Т. Изергина «Физика. 9 класс», или А.Е.Гуревича «Физика. 9 класс».
Тема 1. Законы движения и взаимодействия тел. (27 ч+ 15ч)
Урок 1. Материальная точка. Система отсчета.
Цели урока: дать понятия материальной точки, механического движения, системы отсчета, относительности движения.
Основные вопросы.
1. Описание движения.
2. Материальная точка как модель тела.
3. Критерии замены тела материальной точкой.
4. Система отсчета.
Физический словарик.
Механизм – от греческого слова mechane – орудие, сооружение.
Движение – пихать, переть, толкать, совать, таскать, волочить, перемещать вещи. ( В. Даль)
Модель от итальян. Modello – образец, упрощенная схема объекта или явления.
Ход урока.
I. Историческая справка.
Первые простейшие машины (рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость) появились в древности. Первое орудие человека – это рычаг. Каменный топор – сочетание рычага и клина. Колесо появилось в бронзовом веке. Уже в 5 веке до н.э. в афинской армии (Пелопонесская война) применялись стенобитные машины – тараны, метательные приспособления – баллисты и катапульты.
Первые дошедшие до нас сочинения (трактаты) по механике, в которых описаны простейшие машины, принадлежат ученым Древней Греции. К ним относится сочинение Аристотеля (4 век до н.э.) «Физика», в котором впервые введен в науку термин «механика». В этом сочинении Аристотель подытожил знания своих предшественников о механических явлениях.
В 3 веке до н.э. древнегреческий ученый Архимед впервые применил математику для анализа и описания механических явлений. Архимед сформулировал закон равновесия рычага и закон плавания тел.
Новый этап в развитии механики связан с работой Г.Галилея, который сформулировал закон инерции, установил законы падения тел и колебаний маятника.
Английский физик И. Ньютон, опираясь на работы Галилея и его современников, а также на результаты своих собственных исследований, создал цельное учение о механическом движении и взаимодействии тел, которое получило название классической механики.

II. Краткий конспект.

III. Главная задача механики и система отсчета. (В. Чикин).
Будут знания богаче,
И быстрей пойдут дела,
Если мы решим задачу:
Где находятся тела?
Тело выберем отсчета,
«Х» и «Y» свяжем с ним,
Этим самым для расчета
Мы систему создадим.
В этой выбранной системе,
Где тела летят, спешат,
Надо знать нам точно время
И набор координат.
Значит, главную задачу
Мы в механике решим
Да еще ее в придачу
И рисунком завершим.

IV. Материальная точка (В.Чикин).
Если мал размер у тела
По сравнению с путем,
Мы тогда, пожалуй, смело
Тело точкой назовем.

V. Закрепление материала.
1. Какую систему координат вы выберите при описании движения в следующих случаях.
А) Из стихотворения Клеменса Брентано.
Я вижу парус белый
Над синью рейнских вод…
Ко мне пловец умелый,
Мой суженый плывет…

Б) Из произведения А.С. Пушкина «Выстрел».
Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; под мраморным камином было широкое зеркало; пол обит был зеленым сукном и устлан коврами…

В)Из произведения А.Н.Толстого «Наваждение».
Идем в Москву. И пошли. И промаялись мы всю осень и зиму до Великого поста. Таскали нас по приказам. Возили в кандалах в Смоленск…

2.В каких случаях тело можно принять за материальную точку?
А) Из произведения В.П.Астафьева «Кузяка».
… Много возле речки обретается мелкой птахи. Даже поздней осенью ее здесь густо. И все птахи тоже опытные, бойкие на язык…

Б) Из стихотворения С.А.Есенина.
Серебристая дорога,
Ты зовешь меня куда?
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда…

В)Из рассказа В.И. Белова «Гоголев».
…На тормоза надо ставить, вот чего! – прикрикнул на меня Александр Иванович. – Укатится, не найдешь…У меня вон сменщик был. Бывало, на ремонте, придет в гараж и сидит. Я говорю, чего сидишь, начинай. Он кувалду возьмет и давай по скату лупить. Искру, говорит, выгоняю, в баллон ушла…

Из рассказа Эмброуза Бирса «Хозяин Моксона».
Напротив него (Моксона), спиной ко мне, сидел какой-то субъект. Между ними на столе лежала шахматная доска. На ней было мало фигур, и даже мне, совсем не шахматисту, сразу стало ясно, что игра подходит к концу…
Вопрос. Какую систему координат мы используем при игре в шахматы?
Ответ. Двухмерную.
Вопрос. Назовите шахматные фигуры, которые двигаются только прямолинейно. Назовите фигуры, которые всегда движутся по непрямым траекториям?
Ответ. Все фигуры за исключением коня двигаются по прямым траекториям.

V. Индивидуальные карточки-задания.
1
1. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:
- человек прыгает в высоту,
- человек путешествует,
- человек изготавливает деталь.
2. Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:
- трактор обрабатывает поле,
- самолет совершает перелет,
- человек движется в лифте. 2
1. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:
- человек кувыркается,
- человек ест яблоко,
- человек перемещается из одного города в другой.
2. Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:
- подводная лодка вышла на боевое дежурство,
- движение метро,
- футболист на поле.
3
1. В каких случаях поезд можно считать материальной точкой:
- поезд зашел в депо на ремонт,
- поезд движется из Москвы во Владивосток,
- осуществляется посадка пассажиров.
2. Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:
- работа на руднике,
- автомобильные гонки,
- спортсмен бежит стометровку. 4
1. В каких случаях автомобиль можно считать материальной точкой:
- автомобиль совершает переезд,
- производится ремонт двигателя автомобиля,
- автомобиль участвует в ралли.
2. Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:
- пешка на шахматной доске,
- движение парашютиста в ветреную погоду,
- пловец плывет стометровку.
VI. Домашнее задание: п.1, упр 1 (2,4)
Урок 2. Перемещение.
Цели урока: Дать понятия пространство, время, путь, траектория, перемещение.

Физический словарик.
Вектор – от лат. Vector - вездесущий, несущий.
Траектория – от латинского слова trajectus – передвижение.

Ход урока.
I. Основные вопросы.
1. Пространство.
II. Краткий конспект.


2. Время.
Из стихотворения немецкого поэта П. Флеминга.
Во времени живя, мы времени не знаем.
Тем самым мы себя самих не понимаем.
В какое время мы, однако, родились?
Какое время нам прикажет: «Удались»?
А как нам распознать, что наше время значит
И, что за будущее наше время прячет?
Весьма различны времена по временам:
То нечто, то ничто – они подобны нам.
Изжив себя в конец, рождает время.
Так продолжается и человечье племя,
Но время времени нам кажется длинней
Коротким временем нам отведенных дней
Подчас о времени мы рассуждаем с вами
Но время – это мы! Никто иной. Мы с вами!
Знай: время без времен когда-нибудь придет
И нас из времени насильно уведет.
И мы, самих себя сваливши с плеч, как бремя,
Предстанем перед тем, над кем не властно время.

III. Историческая справка.
Человек давно нау

Сайт создан в системе uCoz